Химия. 9 класс

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 9 КЛАСС

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2007.).

   Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2008

 

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач;

 

Цели:

·        Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

·        Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

·        Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;

·        Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·        Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

·        Формирование знаний основ науки

·        Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления

·        Соблюдать правила техники безопасности

·        Развивать интерес к химии как возможной области будущей практической деятельности

·        Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности.

 

 

            Содержание программы

1.       Повторение основных вопросов курса 8 класса и  введение в курс 9 класса  (6 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторные работы (количество – 1)

·        Лабораторная работа № 1: «Получение и свойства амфотерного гидроксида»

ТЕМА 1. Металлы (15 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Лабораторные работы (количество – 5)

Лабораторная работа № 2: «Ознакомление с   образцами различных ме­таллов.

Лабораторная работа № 3: Взаимодействие метал­лов с растворами кислот и солей.

Лабораторная работа № 4:  Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний кальция.

Лабораторная работа № 5: Получение гидроксида алюминия и его взаимодействия с растворами кислот  и щелочей.

Лабораторная работа № 6 : Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Контрольная работа № 1 «Металлы»

ТЕМА 2. ПРАКТИКУМ № 1. Свойства металлов и их соединений (2 час)

Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач по теме «Получение металлов»

Практическая работа № 2

 

ТЕМА 3. Неметаллы (20 час)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Лабораторные работы (количество – 6)

Лабораторная работа № 7: Качественная реакция на хлорид-иона.

Лабораторная работа № 8:  Качественная реакция на сульфат – ион.

Лабораторная работа № 9: «Распознавания солей аммония»

Лабораторная работа № 10: «Получение углекислого газа и его распознавание»

Лабораторная работа № 11:  «Качественная реакция на карбонат – ион»

Лабораторная работа № 12: Ознакомление с при­родными силикатами.

Контрольная работа № 2 «Неметаллы»

ТЕМА 4. ПРАКТИКУМ № 2. Свойства неметаллов и их соединений         (3 часа)

Практическая работа № 3:  Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»

Практическая работа № 4: «Получение, собирание и распознавание газов»

Практическая работа № 5

ТЕМА 5. Органические соединения (12 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Лабораторные работы (количество – 3)

Лабораторная работа № 13: «Изготовление моделей молекул углеводородов»

Лабораторная работа № 14: Свойства глицерина»

Лабораторная работа № 15: «Взаимодействие глюкозы с гидрооксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. Взаимодействие крахмала с йодом.

Контрольная работа № 3 по теме: «Органические вещества»

ТЕМА 6: Химия и жизнь  (5 часов)

Лекарственные препараты. Калорийность белков, жиров и углеводов. Консерванты пищевых продуктов. Химические загрязнители окружающей среды. Токсичные горючие взрывоопасные вещества. Бытовая химия.

ТЕМА 7: Обобщение знаний по химии за курс основной школы (5 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Контрольная работа № 4 по теме: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны

знать / понимать:

· химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

· важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

· называть: химические элементы, соединения изученных классов;

· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

· определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

· составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· безопасного обращения с веществами и материалами;

· экологически грамотного поведения в окружающей среде;

· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

· приготовления растворов заданной концентрации.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

 

1.     Федеральный компонент Государственного стандарта 2004 г.

2.     Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.

3.     Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003г.

4.     Химия 9 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003 – 2006.

5.     Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.

6.     Габриелян О.С., Яшукова А.В.. Рабочая тетрадь. 9 кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9». – М.: Дрофа, 2009

7.     Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 9 класс. – М.: Дрофа, 2005.

8.     Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

         Отметка «5»

·        ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

·        материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

·        ответ самостоятельный.

         Ответ «4»;

·        ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

·        материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

         Отметка «З»:

·        ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

         Отметка «2»:

·        при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

         2. Оценка экспериментальных умений.

·        Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

·        работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;

·        эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

·        проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

         Отметка «4» :

·        работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

         Отметка «3»:

·        работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве­ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

         Отметка «2»:

·        допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без­опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

·        работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

         Отметка «5»:

·        в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

         Отметка «4»:

·        в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

         Отметка «3»:

·        в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

         Отметка «2»:

·        имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

·        отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка письменных контрольных работ.

         Отметка «5»:

·        ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

         Отметка «4»:

·        ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

         Отметка «3»:

·        работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен­ная ошибка и при этом две-три несущественные.

         Отметка «2»:

·        работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

·        работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

         Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

 

 

 

 

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс

 

 

Тема

Количество  часов

По  рабочей программе

Лабораторные работы

практические работы

контрольные  работы

 

Повторение основных вопросов курса 8 класса и  введение в курс 9 класса

6

1

 

 

1

Металлы

15

5

 

1

2

ПРАКТИКУМ № 1. Свойства металлов и их соединений

2

 

2

 

3

Неметаллы

20

6

 

1

4

ПРАКТИКУМ № 2. Свойства неметаллов и их соединений

3

 

3

 

5

Органические соединения

12

3

 

1

6

Химия и жизнь 

5

 

 

 

7

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

5

 

 

1

 

         Итого

68

15

5

4

ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ РЕАЛИЗУЮТСЯ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПРОВОДЯТСЯ КАК ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ И НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

 

 

 


Поурочное планирование по химии, 9 класс

(2 часа в неделю, всего 70 часов  резерв учебного времени – 2 часа),УМК О.С.Габриеляна

№ урока

Раздел. Тема урока

Вид урока

 

Практическая часть

Планируемые сроки

1.     Повторение основных вопросов курса 8 класса и  введение в курс 9 класса  (6 часов)

1

Характеристика химического элемента  - металла на основании его положения ПСХЭ Д.И. Менделеева

Урок повторения изученного материала

 

 

2

Характеристика химического элемента  - неметалла на основании его положения ПСХЭ Д.И. Менделеева

Урок повторения изученного материала

 

 

 

3

Переходные элементы

Урок повторения изученного материала

Демонстрация: Получение и изучение ха­рактерных свойств основ­ного и кислотного оксидов, оснований и ки­слот на при­мерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4.

Работа в тетради: Составление схемы строения атомов первых 20 элементов пе­риодической системы Д.И.Менделеева

 

4

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

Урок повторения изученного материала

 

 

5

Свойства оксидов и оснований в свете ТЭД и процессов ОВР.

Л.Р. № 1

Урок закрепления полученных знаний

Лабораторная работа № 1: «Получение и свойства амфотерного гидроксида»

 

6

Свойства кислот и солей в свете ТЭД и процессов ОВР

Урок закрепления полученных знаний

 

 

ТЕМА 1. Металлы (15 часов)

 

1 (7)

Положение ме­таллов в периодической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физи­ческих  свойства.

Л.Р. № 2

Комбинированный урок

Лабораторная работа № 2: «Ознакомление с   образцами различных ме­таллов.

 

2 (8)

Химические свойства метал­лов.

Л.Р. № 3

Комбинированный урок

Демонстрация: Взаимодействие метал­лов с неметаллами.

Лабораторная работа № 3: Взаимодействие метал­лов с растворами кислот и солей.

Работа в тетради: Составление уравнения реакций, характеризующие хим. свойства металлов в свете представлений об ОВР и их поло­жения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и со­лями).

 

 

3 (9)

Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значения.

Урок - лекция

Демонстрация: Знакомство с образцами  сплавов.

 

4 (10)

Металлы в природе. Общие способы их получения.

Урок изучения нового материала.

Демонстрация: Образцы щелочных ме­таллов. Взаимодействие натрия, лития с водой; на­трия с кислородом.

Работа в тетради: Составление  уравнений химических реакций, характеризующих свойства щелочных металлов, их оксидов и гидро­ксидов;

 

 

5 (11)

Общая характеристика элементов главной подгруппы   I -  группы

Комбинированный урок

 

 

6 (12)

Соединения щелочных металлов

Комбинированный урок

 

 

7 (13)

Общая характеристика элементов главной подгруппы  II - группы

Урок изучения нового материала.

Демонстрация: Образцы щелочнозе­мельных металлов. Взаи­модействие кальция с во­дой; магния с кислородом.

Работа в тетради: Составление уравнений химических реакций, характеризующих свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.

 

8 (14)

Соединения щелочноземельных металлов

Л.Р. № 4

Комбинированный урок

Лабораторная работа № 4:  Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний кальция.

 

9 (15)

Алюминий,  его физические и химические свойства.

Комбинированный урок

Демонстрация: Получение гидроксида алюминия и его взаимо­действие с растворами ки­слот и щелочей.

Работа в тетради: Составление уравнений химических реакций, характеризующих свойства алюминия.

 

10 (16)

Соединения алюминия.

Л.Р. № 5

Комбинированный урок

Лабораторная работа № 5: Получение гидроксида алюминия и его взаимодействия с растворами кислот  и щелочей.

 

11 (17)

Железо, его физические и химические свойства

Урок изучения нового материала.

Демонстрация: Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Работа в тетради: Составление уравнений  химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов же­леза (II) и (III).

 

12 (18)

Генетические ряды Fe2+ и Fe3+

Л.Р. № 6

Комбинированный урок

Лабораторная работа № 6 : Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

 

13 (19)

Обобщающий урок по теме «Химия металлов»

Урок обобщения и систематизации полученных знаний

 

 

14 (20)

Решение задач на определение выхода продукции реакции.

Урок обобщения и систематизации полученных знаний

 

 

15 (21)

Контрольная работа № 1 по теме «Металлы»

Урок контроля полученных знаний

 

 

ТЕМА 2. ПРАКТИКУМ № 1. Свойства металлов и их соединений (2 час)

1 (22)

Практическая работа № 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

 

2 (23)

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений металлов и изучение их свойств»

 

ТЕМА 3. Неметаллы (20 час)

1 (24)

Общая характеристика неметаллов

Урок изучения нового материала

Демонстрация:  Коллекция образцов не­металлов в различных аг­регатных состояниях.

 

2 (25)

Водород

Семинар

Работа в тетради: Составление уравнения химических      реакций, характеризующие свойства водорода.

 

 

  3 (26)

Общая характеристика галогенов

Комбинированный урок

Работа в тетради: Составление уравнений  химических реакций, характеризующие свойства галогенов;

Демонстрация: Образцы галогенов – простых веществ

 

 

 

 

4 (27)

Важнейшие соединения галогенов.

Л.Р. № 7

Комбинированный урок

Демонстрация: Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора.

Лабораторная работа № 7: Качественная реакция на хлорид-иона.

Работа в тетрадях: Составление  химических формул галогеноводородов и галоге­нидов; уравнения хим. реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;

 

 

5 (28)

Сера, ее физические и химические свойства

Семинар

Работа в тетради: Составление уравнений химических реакций, характеризующие свойства кислорода;

Демонстрация: Горение серы и железа в кислороде. Получение ки­слорода разложением пер­манганата калия и перок­сида водорода, собирание и распознавание кислорода.

 

6 (29)

Оксиды серы (IV и VI). серная кислота и ее свойства.

Л.Р. № 8

Комбинированный урок

Работа в тетради:  Составление уравнений химических реакций, характеризующие свойства серы;

Демонстрация:  Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных со­единений серы.

Лабораторная работа № 8:  Качественная реакция на сульфат – ион.

 

7 (30)

Азот и его свойства

Семинар

 

 

8 (31)

Аммиак и его свойства

Семинар

Работа в тетради: Составление химических формул  сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);

Демонстрация: Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты.

 

 

9 (32)

Соли аммония и их свойства

Л.Р. № 9

Комбинированный урок

Работа в тетради:  Составление уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы.

Лабораторная работа № 9: «Распознавания солей аммония»

 

 

10(33)

Азотная кислота и ее свойства

Семинар

Работа в тетради: Составление уравнений химических реакций, характеризующие свойства азота.

 

11(34)

Соли азотной кислоты. азотные удобрения.

Комбинированный урок

Работа в тетради:  Составление уравнений химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кисло­тами и кислородом);

Демонстрация: Получение, собирание и распознание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом.

 

12(35)

Фосфор, его физические и химические свойства.      Соединения фосфора.

Комбинированный урок

Работа в тетради: Составление химических  формул солей аммония; уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония.

 

 

13 (36)

Минеральные удобрения

Урок изучения нового материала

 

 

14(37)

Углерод, его физические и химические свойства.

Семинар

Работа в тетради: Составление уравнений химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV).

 

 

15(38)

Оксиды углерода (II, IV)

Л.Р. № 10

Комбинированный урок

Лабораторная работа № 10: «Получение углекислого газа и его распознавание»

 

16(39)

Угольная кислота и ее соли.

Л.Р. № 11

Комбинированный урок

Демонстрация: Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов.

Лабораторная работа № 11:  «Качественная реакция на карбонат – ион»

 

17 (40)

Кремний, его физические и химические свойства.

Л.Р. № 12

Комбинированный урок

Демонстрация: Образцы природных со­единений кремния. Об­разцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторная работа № 12: Ознакомление с при­родными силикатами.

 

 

18 (41)

Решение расчетных задач

Комбинированный урок

 

 

19 (42)

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Неметаллы»

Урок обобщения и систематизации знаний

 

 

20 (43)

Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»

Урок контроля полученных знаний

 

 

ТЕМА 4. ПРАКТИКУМ № 2. Свойства неметаллов и их соединений (3 часа)

1 (44)

Практическая работа № 3:  Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»

 

2 (45)

Практическая работа № 4: «Получение, собирание и распознавание газов»

 

 

 

3 (46)

Практическая работа № 5: «Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группы азота и углерода».

 

 

ТЕМА 5. Органические соединения (12 часов)

1 (47)

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

Урок изучения нового материала

Демонстрация: Модели молекул орга­нических соединений.

 

2 (48)

Алканы. Свойства и применение.

Л.Р. № 13

Урок изучения нового материала

Лабораторная работа № 13: «Изготовление моделей молекул углеводородов»

 

3 (49)

Алкены. Химические свойства этилена.

Урок изучения нового материала

Демонстрация:  Взаимодействие этилена с бромной водой и раство­ром перманганата калия.

 

4 (50)

Предельные одноатомные и многоатомные спирты.

Л.Р. № 14

Урок изучения нового материала

Лабораторная работа № 14: Свойства глицерина»

 

5 (51)

Альдегиды. Карбоновые кислоты.

Урок изучения нового материала

 

 

6 (52)

Реакция этерификации и понятия о сложных эфирах.

Урок изучения нового материала

 

 

7 (53)

Жиры.

Урок изучения нового материала

 

 

8 (54)

Аминокислоты и белки.

Урок изучения нового материала

 

 

9 (55)

Углеводы.

Л.Р. № 15

Комбинированный урок

Лабораторная работа № 15: «Взаимодействие глюкозы с гидрооксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. Взаимодействие крахмала с йодом.

 

10  (56)

Пластмассы.

Комбинированный урок

 

 

11  (57)

Обобщающий урок по теме: «Органические вещества»

Урок обобщения и систематизации знаний

 

 

12 (58)

Контрольная работа № 3 по теме: «Органические вещества»

Урок контроля полученных знаний

 

 

ТЕМА 6: Химия и жизнь  (5 часов)

1 (59)

Химия и здоровье.

Урок изучения нового материала

Демонстрация: Лекарственные препараты

 

2 (60)

Химия и пища

Комбинированный урок

Демонстрация: Различные жиры растительного и животного происхождения.

 

3 (61)

Химические вещества как строительные поделочные материалы

Комбинированный урок

Демонстрация: Мел, мрамор. известняк

 

4 (62)

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.

Комбинированный урок

Демонстрация: Коллекция нефти и нефтепродуктов.

 

5 (63)

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

Урок - лекция

 

 

ТЕМА 7: Обобщение знаний по химии за курс основной школы (5 часов)

1 (64)

ПЗ и ПС химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Урок изучения нового материала

 

 

2 (65)

Классы химических соединений в свете ТЭД.

Комбинированный урок

 

 

3 (66)

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Урок обобщения полученных знаний

 

 

4 (67)

Контрольная работа № 4 по теме: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

Урок контроля полученных знаний

 

 

5 (68)

Анализ контрольной работы № 4.  Подведение итогов.

Заключительный итоговый урок

 

 

 

Программа элективного курса       

  "Подготовка к ГИА по новой форме по химии".

 9 класс

Пояснительная записка.

Данный курс сопровождает учебный предмет “Химия” и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена по новой форме ГИА. Он также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий частей А, В, С контрольно-измерительных материалов.

Цель курса: подготовить девятиклассников к успешной сдаче экзамена по химии по новой форме ГИА.

Основные задачи курса:

  • Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии основной школы.
  • Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций.
  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
  • Формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

Формы контроля:

Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.

Курс рассчитан на 34  часа. Курс предпочтительнее проводить 1 раз в неделю, тем самым постепенно усложняя уровень выполняемых заданий, что будет способствовать эффективной подготовке учащихся к ГИА, достижению положительного результата.

Содержание курса.

1.      Тематическая подготовка на основе систематизации и повторения теоретических основ химии 8–9 класса (24 часов).

Тема 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (4  часа).

Строение атома. Ядро. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Радиусы атомов, закономерности их изменения в периодах и группах периодической системы. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева с точки зрения теории строения атома; физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы (для элементов главных подгрупп).

Тема 2. Строение вещества (4 часа).

Химическая связь, ее виды. Валентность и степень окисления. Ковалентная химическая связь: полярная, неполярная, механизмы ее образования. Ионная химическая связь. Металлическая химическая связь, ее особенности. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Свойства веществ с различным типом кристаллических решеток. Различные формы существования веществ. Аллотропия.

Тема 3. Свойства неорганических веществ (6  часов).

Классификация неорганических соединений. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей. Амфотерность. Генетическая связь между различными классами неорганических соединений. Металлы главных подгрупп I–III групп периодической системы Д.И. Менделеева, их важнейшие соединения. Металлы побочных подгрупп: медь, железо, хром, марганец и их соединения. Общая характеристика неметаллов и их соединений: оксидов, кислот и др.

Тема 4. Химические реакции, закономерности их протекания (6 часов ).

Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители.

Тема 5. Представления об органических веществах (2 часа).

Состав, строение простейших углеводородов: метана, этана, этилена, ацетилена, бензола. Общие физические и химические свойства, применение углеводородов. Состав и строение спиртов (метанола, этанола, глицерина), карбоновых кислот (уксусной и стеариновой). Их характерные химические свойства.

Тема 6. Правила работы в химической лаборатории (2часа).

Обобщение знаний учащихся по технике безопасности в химической лаборатории. Систематизация правил для учащихся по обращению с различными веществами и химическим оборудованием.

2.       Практическое применение полученных знаний при отработке навыков тестирования. (10  часов.)

Решение задач (А19). Решение заданий со свободным ответом (часть С). Решение комбинированных тестов разных изданий и авторов.

 

Календарно – тематическое планирование по элективному курсу

«Подготовка к ГИА по новой форме по химии»

№ урока

Раздел. Тема урока

Тип (вид) урока

Практическая часть

Плановые сроки

1. Тематическая подготовка на основе систематизации и повторения теоретических основ химии

8–9 класса (24 часа).

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Обзорная лекция

 

 

2

Строение атома.

Комбинированный урок

 

 

3

Строение атома. Строение электронных оболочек. Изотопы

Практикум

Решение тестов А1.

 

 

4

Закономерности изменений свойств атомов и простых веществ в пределах периодов и групп периодической системы..

Практикум

Решение тестов А2, В1

 

5

Строение вещества.

Обзорная лекция

 

 

6

Химическая связь, ее виды.

 

Практикум

Решение тестов А3.

 

7

Валентность и степень окисления.

Практикум

Решение тестов А4.

 

8

Контрольное тестирование по теме «Строение вещества»

Урок контроля полученных знаний

 

 

9

Свойства неорганических веществ.

Обзорная лекция

 

 

10

Классификация неорганических соединений.

 

Практикум

Решение тестов А5, А18.

 

 

11

Свойства простых веществ

 

Практикум

Решение тестов А11, В2.

 

12

Свойства сложных веществ.

Практикум

Решение тестов А12-15

 

13

Контрольное тестирование  по теме «Свойства простых веществ»

Урок контроля полученных знаний

Работа по специальным заданиям из пособий по подготовке к ГИА

 

14

Контрольное тестирование  по теме «Свойства сложных  веществ»

Урок контроля полученных знаний

Работа по специальным заданиям из пособий по подготовке к ГИА

 

15

Химические реакции, закономерности их протекания.

Обзорная лекция

 

 

16

Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам.

 

Практикум

Решение тестов А6-7.

 

 

17

Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена.

Практикум

Решение тестов А8-10

 

18

Окислительно-восстановительные реакции.

Практикум

Решение тестов В3-4.

 

19

Контрольное тестирование  по теме «Реакции ионного обмена»

Урок контроля полученных знаний

Работа по специальным заданиям из пособий по подготовке к ГИА

 

20

Контрольное тестирование  по теме «Окислительно - восстановительные реакции»

Урок контроля полученных знаний

Работа по специальным заданиям из пособий по подготовке к ГИА

 

21

Представления об органических веществах.

Обзорная лекция

 

 

22

Состав, строение, свойства типичных представителей важнейших классов органических веществ.

Практикум

Решение тестов А16.

 

23

Правила работы в химической лаборатории.

Обзорная лекция

 

 

24

Основные правила техники безопасности, обращения с оборудованием, веществами.

Практикум

 Решение тестов А17.

 

2. Практическое применение полученных знаний при отработке навыков тестирования. (5 часов.)

25

Практическое применение полученных знаний при отработке навыков тестирования

Обзорная лекция

 

 

26

Решение задач (А19, С2).

 

Практикум

Работа по специальным заданиям из пособий по подготовке к ГИА

 

27

Решение задач (А19, С2).

 

Практикум

Работа по специальным заданиям из пособий по подготовке к ГИА

 

28

Решение “цепочек превращений” (С1).

 

Практикум

Работа по специальным заданиям из пособий по подготовке к ГИА

 

29

Решение “цепочек превращений” (С1).

 

Практикум

Работа по специальным заданиям из пособий по подготовке к ГИА

 

30

Решение комбинированных тестов разных изданий и авторов.

Практикум

Работа по специальным заданиям из пособий по подготовке к ГИА

 

31

Решение комбинированных тестов разных изданий и авторов.

Практикум

Работа по специальным заданиям из пособий по подготовке к ГИА

 

32

Решение комбинированных тестов разных изданий и авторов.

Практикум

Работа по специальным заданиям из пособий по подготовке к ГИА

 

33

Контрольное тестирование по задания ГИА

Урок контроля полученных знаний

Работа по специальным заданиям из пособий по подготовке к ГИА

 

34

Обобщающий урок «Решение задач»

Урок обобщения полученных знаний

 

 

Ожидаемые результаты.

Полученные знания должны помочь учащимся:

  • успешно сдать экзамен по химии в новой форме;
  • определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения);
  • закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий;

В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают следующее знания:

  • закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса химии 8-9 класса общеобразовательной школы;
  • отрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий;
  • формирующие научную картину мира;

умения:

  • решать типовые тесты разных авторов и демонстрационной версии ФИПИ;
  • производить расчеты химических задач согласно требованиям Федерального стандарта;

 

Учебно-методическая литература:

  1. Добротин Д.Ю., Каверина А.А., Болотов Д.В., Боровских Т.А. ГИА. Химия. Тематические тренировочные задания. М.: Эксмо, 2009.
  2. ФИПИ. ГИА. Экзамен в новой форме. Химия. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ. М.: АСТ-Астрель, 2008.
  3. Федеральный центр тестирования. Тесты. Химия. 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: ООО “РУСТЕСТ”, 2006.
  4. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралёва В.А. Химия. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
  5. Хомченко А.В. Химия. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). 9 класс. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2008.
  6. Левина Э.М. 9 класс. Химия. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Раздаточный материал тренировочных тестов. Санкт-Петербург: ТРИГОН, 2009.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»