7 КЛАСС ЛИТЕРАТУРА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
Программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часов (2 часа в неделю). Авторы учебника В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2010
Цели обучения
Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи курса
На передний план выдвигаются задачи:
- развитие способностей формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения,
- совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе - 70 часов (из расчета - 2 часа в неделю).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Учебно-тематическое планирование
Содержание |
Кол-во часов |
Кол-во контрольных |
Развитие речи |
Внеклассное чтение |
Введение |
1 |
|
|
|
Устное народное творчество |
4 |
|
|
1 |
Из древнерусской литературы |
3 |
|
1 |
|
Из русской литературы 18 века |
2 |
|
|
|
Из русской литературы 19 века |
23 |
2 |
2 |
|
Из русской литературы 20 века |
28 |
1 |
1 |
5 |
Из литературы народов России |
1 |
|
|
|
Из зарубежной литературы |
6 |
|
1 |
1 |
Резервные |
2 |
|
|
|
ИТОГО |
70 |
3 |
5 |
7 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса
В результате освоения программы учащиеся должны:
Знать и понимать:
• авторов и содержание изученных литературных произведений;
• основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск (начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений), мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.
Уметь:
• Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
• Выражать свое отношение к прочитанному;
• Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
• Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
• Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
• Аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.
• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;
• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник литературного героя);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Критерии оценки
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идей эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по ступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы дан ного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведе ния героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст со чинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобрази тельными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источни ков по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых не дочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допу щены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
№
п/п |
Название раздела, темы и основное содержание |
Тип урока |
Практическая часть |
дата |
1 |
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы |
комбинированный |
Беседа, тестирование |
|
2 |
Устное народное творчество (4 часов)Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
3 |
Понятие о былине. Собирание былин.Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович» Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда. |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
4 |
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Новгородский цикл былин «Садко».Своеобразие былины.»Калевала»- карело-финский мифологический эпос |
комбинированный |
ВЧ обсуждение |
|
5 |
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
6 |
Древнерусская литература (3 часа)Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.»Повесть временных лет» (отрывок « О пользе книг») Формирование традиции уважительного отноения к книге |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
7 |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности |
комбинированный |
Беседа, обучение устному рассказу |
|
8 |
Подготовка к письменной работе на тему «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества» |
комбинированный |
Подготовка к письменной работе |
|
9 |
Из русской литературы 19 века (22 часов)
М.В.Ломоносов .Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды |
комбинированный |
Практикум: определить стиль написанных Ломоносовым произведений |
|
10 |
Г.Р.Державин – поэт и гражданин, его философские размышления о смысле жизни и свободе творчества |
комбинированный |
Выразительное чтение стихотворений |
|
11 |
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России». Полтава»(отрывок).Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл 12 |
комбинированный |
|
|
12 |
А.С.Пушкин «Медный всадник»(отрывок) Выражение чувства любви к Родине, Прославление деяний Петра 1. |
комбинированный |
Рассказ учителя, аналитическая беседа |
|
13 |
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции |
комбинированный |
Беседа, практикум |
|
14 |
А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. |
комбинированный |
Анализ эпизодов. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина» |
|
15 |
А.С.Пушкин «Станционный смотритель» произведение из цикла «Повести Белкина»Изображение»Маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа, обучение устному рассказу |
|
16 |
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести |
комбинированный |
Аналитическая беседа, обучение выразительному чтению |
|
17 |
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте»Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы |
комбинированный |
Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу |
|
18 |
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства нравственных идеалов |
комбинированный |
Беседа. Практикум |
|
19 |
М.Ю.Лермонтов.»Когда волнуется желтеющая нива…»Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.»Молитва», «Ангел».Мастерство поэта в создании художественных образов |
комбинированный |
Беседа, обучение выразительному чтению |
|
20 |
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова |
Урок контроля |
Контрольная работа |
|
21 |
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли |
комбинированный |
Рассказ учителя, Беседа |
|
22 |
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести |
комбинированный |
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия |
|
23 |
Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» |
комбинированный |
Контрольные вопросы, тестирование |
|
24 |
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. |
комбинированный |
Беседа, комментированное чтение |
|
25 |
С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».»Русский язык»,»Близнецы», «Два богача».Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра |
комбинированный |
Беседа, комментированное чтение |
|
26 |
Н.А.Некрасов. Слово о поэте .Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины Величие духа русской женщины |
комбинированный |
Беседа, комментированное чтение |
|
27 |
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины |
комбинированный |
Беседа, комментированное чтение |
|
28 |
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья |
комбинированный |
Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе |
|
29 |
М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.»Сказки для детей изрядного возраста»«Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. |
комбинированный |
Составить цитатный план сказки |
|
30 |
М.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске |
комбинированный |
Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина» |
|
31 |
Литературный ринг по произведениям «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова- Щедрина» |
комбинированный |
игра |
|
32 |
Л.Н.Толстой. Слово о писателе «Детство» (главы).Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений взрослых и детей |
комбинированный |
Развернутый ответ на вопрос, тест |
|
33 |
Главный герой повести Л.Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир |
комбинированный |
|
|
34 |
Из русской литературы 20 века (26 часов)
И.А.Бунин. «Цифры». Слово о писателе. Сложность взаимоотношений детей и взрослых |
комбинированный |
Беседа, обучение выразительному чтению |
|
35 |
И.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа . Мастерство Бунина – прозаика и поэта. |
комбинированный |
Беседа, комментированное чтение |
|
36 |
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков Смысл названия рассказа |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
37 |
Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» Развитие понятий о юморе и сатире |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
38 |
Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник |
комбинированный |
Беседа, комментированное чтение |
|
39 |
Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова»Тоска» ,»Размазня» |
комбинированный |
Рассказ учителя, практикум |
|
40 |
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе В.А.Жуковский»Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый…» «Благовест» И.А.Бунин «Родина» |
комбинированный |
Урок контроля |
|
41 |
М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести, »Изображение свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров |
комбинированный |
Беседа, комментированное чтение |
|
42 |
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения |
комбинированный |
Беседа, комментированное чтение |
|
43 |
Обучение анализу эпизода « Пожар» из повести М.Горького «Детство» Портрет как средство речевой характеристики |
комбинированный |
ВЧ Беседа, комментированное чтение |
|
44 |
М.Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
45 |
В.Маяковский. Слово о поэте «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
46 |
В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому |
комбинированный |
Беседа, комментированное чтение |
|
47 |
Л.Андреев. Слово о писателе.«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Гуманистический пафос произведения |
комбинированный |
Беседа, комментированное чтение |
|
48 |
А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка»Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека .Призыв к состраданию и уважению к человеку |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
49 |
А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности |
комбинированный |
РР Беседа, комментированное чтение |
|
50 |
Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа, составление плана |
|
51 |
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте»Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов |
комбинированный |
ВЧ |
|
52 |
Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения |
Урок контроля |
Письменный анализ эпизода или одного стихотворения |
|
53 |
Час мужества (интервью с поэтом –участником Великой Отечественной войны) |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
54 |
Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
55 |
Е.Н.Носов . Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа«Не дать погаснуть живому огню…»( по рассказу «Живое пламя» Е.Носова) |
комбинированный |
Беседа, обучение устному рассказу |
|
56 |
Ю.П.Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
57 |
Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
58 |
А.Т.Твардовский. Слово о поэте .»Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»Философские
проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое |
комбинированный |
РР Рассказ учителя, беседа |
|
59 |
Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанр литературы |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа |
|
60 |
Смех М.Зощенко. Слово о писателе «Беда». Смешное и грустное в рассказах |
комбинированный |
Практикум |
|
61 |
Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки»,И.Гофф «Русское поле»,Б.Ш.Окуджава »По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности |
комбинированный |
Беседа |
|
62 |
Из литературы народов России (1час)
Р.Гамзатов «Опять за спиной родная земля» и др. Особенности художественной образности дагестанского поэта |
комбинированный |
Рассказ учителя, беседа, выразительное чтение |
|
63 |
Р.Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности |
комбинированный |
ВЧ обсуждение |
|
64 |
Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины |
комбинированный |
Практикум
Обучение анализу лирического текста |
|
65 |
Японские хокку (хайку). Особенности жанра |
комбинированный |
Семинар |
|
66 |
Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви |
комбинированный |
ВЧ |
|
67 |
Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе .«Каникулы».Фантастический рассказ-предупреждение Мечта о чудесной победе добра |
комбинированный |
Беседа, комментированное чтение |
|
68 |
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето |
Урок контроля |
Беседа, тестирование |
|
69-70 |
Резерв |
комбинированный |
|
|
Контрольно- измерительные материалы
Сочинения
- Домашнее сочинение на тему «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества»
- Домашнее сочинение на тему «История России в произведениях А.С.Пушкина»
- Домашнее сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
- Домашнее сочинение стихотворения в прозе
- Домашнее сочинение на тему «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова- Щедрина»
- Домашнее сочинение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
- Контрольная работа - письменный анализ эпизода или одного стихотворения (урок 52)
Входящий тест
- Фольклор – это:
1. Устное народное творчество
2. Художественная литература
3. Жанр литературы
4. Жанр устного народного творчества.
- Назовите основные роды литературы:
1.- эпос, повесть, драма
2- эпос, лирика, драма
3- роман, поэма, комедия
4 – эпос, лирика, трагедия
- Назовите жанры фольклора:
1. Колядки
2. Лирическая поэма
3. Роман
4. Афоризмы
- Заткнуть за пояс:
1. Это пословица
2. Это поговорка
3. Это афоризм
4. Это крылатое выражение
- Назовите имя русского баснописца:
1. Ломоносов
2. Жуковский
3. Дмитриев
4. Карамзин
- «Дубровский» Пушкина – это:
1. Это повесть
2. Это рассказ
3. Это роман
4. Это новелла
- Главного героя «Дубровский» зовут:
1. Шабашкин
2. Владимир Андреевич Дубровский
3. Архип
4. Князь Верейский.
- Главный герой в произведении «Дубровский» в конце произведения:
1. Жениться на Маше
2. Остается благородным разбойником, помогающим обездоленным
3. Уезжает за границу
4. Становится помещиком.
- Композиция- это:
1. Выразительное средство языка
2. Это структурный элемент драмы
3. Это последовательность событий в произведении
4. Это построение художественного построения.
- Назови стихотворение М.Ю.Лермонтова:
1. Зимнее утро
2. Узник
3. И.И.Пущину
4. Три пальмы.
- Главная идея «Записок охотника» Тургенева:
1. Изображение жизни помещиков
2. Изображение жизни крестьян
3. Борьба против крепостного права
4. Изображение жизни России Х1Хвека.
- От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:
1. От лица самого Тургенева
2. От лица охотника
3. От лица крестьян
4. От лица помещиков.
- Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
1. Автор, который повествует о событиях
2. Крестьянские дети
3. Взрослые крепостные крестьяне
4. Помещики
- Сколько мальчиков участвуют в повествовании рассказа «Бежин луг»:
1. 2
2. 4
3. 5
4. 6
- Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:
1. Фет
2. Тютчев
3. Пушкин
4. Лермонтов.
- Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:
1. Некрасов
2. Фет
3. Тютчев
4. Пушкин
- Произведение Лескова «Левша» - это:
1. Повесть
2. Роман
3. Рассказ
4. Сказ
- Левша родом из:
1. Москвы
2. Санкт-Петербурга
3. Вологды
4. Тулы.
- Левша в произведении Лескова символизирует:
1. Русский народ
2. Крепостное крестьянство
3. Русскую интеллигенция
4. Русское дворянство.
- Чехов начинал свой творческий путь как:
1. Автор сатирических рассказов
2. Автор приключенческих романов
3. Автор юмористических романов
4. Автор лирических стихотворений
- Сатира – это:
1. Высмеивание пороков общества
2. Высмеивание порок людских характеров
3. Реалистическое отображение действительности
4. Фантастическое изображение действительности.
- Творчество Грина относится:
1. к началу 19 века
2. к началу 20 века
3. к середине 20 века
4. ко второй половине 19 века.
- Произведение Грина «Алые паруса» относится:
1. К романтическим произведениям
2. К реалистическим произведениям
3. К фантастическим произведениям
4. К приключенческим произведениям.
- Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:
1. Дубровский и Маша
2. Сильвио и графиня Б..
3. Грей и Ассоль
4. Ромео и Джульетта
- О залежах какого полезного ископаемого говорится в «Кладовой солнца» Пришвина:
1. О нефти
2. О газе
3. О торфе
4. Об угле
- Чей это портрет: «Была как золотая курочка на высоких ножках.По лицу были крупные, как монетки, веснушки:
1. Митраша
2. Настя
3. Ассоль
4. Маша Троекурова
- Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:
1. Пришвин
2. Платонов
3. Распутин
4. Астафьев
- Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:
1. Лидия Валентиновна
2. Анастасия Прокопьевна
3. Анастасия Ивановна
4. Лидия Михайловна.
- Почему герой этого произведения стал играть в «чику»:
1. Нужны были деньги на учебу
2. Нужны были деньги на еду
3. Нужно было отдать денежный долг
4. Хотел помочь матери в деревне.
- Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
1. Уроки французского
2. Кладовая солнца
3. Тринадцатый подвиг Геракла
4. Срезал.
- Сколько подвигов совершил Геракл:
1. 11
2. 8
3. 9
4. 12
- Кто автор «Илиады» и «Одиссеи»:
1. Гомер
2. Софокл
3. Еврипид
4. Аристофан
- Творчество Сервантеса приходится на эпоху:
1. Возрождения
2. Средневековья
3. Просвещения
- Новелла- это:
1 – небольшое эпическое произведение
2- это краткое мудрое изречение
3-Малый прозаический жанр, который отличается остротой сюжета и отсутствием описательности
4. Большое прозаическое произведение.
- «Маленький принц» Экзюпери - это:
1. Философская сказка
2. Приключенческая повесть
3. Фантастический рассказ
4. Историческая повесть. |
|
|
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
1. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:
А 1802 – 1841
Б 1789 – 1828
В 1799 – 1837
Г 1805 – 1840
2. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова:
А 1799 – 1837
Б 1814 – 1841
В 1795 – 1829
Г 1801 - 1845
3. Назовите город – место рождения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
А Петербург
Б Москва
В Киев
Г Тула
4. Как называется привилегированное образовательное учреждение для дворянских детей, в котором в 1811-1817 гг. учился А.С. Пушкин?
А Царскосельский лицей
Б Благородный пансион Московского университета
В Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге
Г Кембриджский университет
5. В какое время года Пушкиным «овладевал бес стихотворства»?
А зима
Б весна
В лето
Г осень
6. Кого из героев русской литературы называют «маленьким человеком»?
А ребенка
Б второстепенный персонаж
В человека, не имеющего высокого чина
Г типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости
7. Какова основная тема повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
А осуждение детей, забывающих своих родителей
Б изображение жизни «маленького человека»
В реалистическое описание почтовой станции
8. Какую символическую деталь вводит А. С. Пушкин в описание жилища станционного смотрителя?
А горшки с бальзамином
Б картинки, изображающие сцены из притчи о блудном сыне
В кровать с пестрой занавеской
9. Каким предстаёт в «Песне...» М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич?
А жестоким, бессердечным властителем
Б добрым царём-батюшкой
В справедливым и мудрым правителем
10. За что бился в кулачном бою купец Калашников?
А хотел показать свою удаль перед царём
Б за младших братьев
В за честь семьи
Г за родину
11. Укажите название стихотворения М.Ю. Лермонтова, в котором есть строки: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы».
А «Смерть Поэта»
Б «Тучи»
В «Парус»
Г «Бородино»
12. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина?
А «Повесть временных лет»
Б «История государства Российского» Н.М. Карамзина
В исторические хроники
13. Каким стихотворным размером написана поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…»)?
А хорей
Б ямб
В амфибрахий
Г анапест
14. Как называется стихотворный размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел» («По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел…»)?
А ямб
Б дактиль
В амфибрахий
Г анапест
15. Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэме «Медный всадник»: «бедный чёлн», «стремился одиноко», «вознёсся… горделиво»?
А гипербола
Б сравнение
В олицетворение
Г эпитет
16. Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэмах «Полтава», «Медный всадник: «Горит восток зарёю новой», «В гранит оделася Нева»?
А метафора
Б антитеза
В гипербола
Г эпитет
17. Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэме «Полтава», Лермонтовым в «Песни про… купца Калашникова»: «Как пахарь, битва отдыхает», «Побледнел, как осенний лист», «Повалился, будто сосенка»?
А гипербола
Б литота
В метафора
Г сравнение
18. Назовите фамилию поэта – правнука Ганнибала, «арапа Петра Великого»?
19. Назовите фамилию поэта, который обладал разнообразными талантами: редкой музыкальностью (виртуозно играл на скрипке, рояле, пел арии, сочинял музыку), рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи, слыл сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками?
20. Назовите имя известного исторического деятеля, изображённого А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»: «На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…».
21. Назовите город, имя которого в поэме «Медный всадник» заменено Пушкиным перифразом: «И перед младшею столицей Померкла старая Москва», «Люблю тебя, Петра творенье…».
22. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова использованы эпитеты «жизнь трудная», «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть»? Напишите его название без кавычек.
23. Установите соответствие между названиями произведений А.С. Пушкина и жанром: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. Цифры в нужной последовательности запишите в бланк через запятую.
НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖАНР
а) «Песнь о вещем Олеге» 1) повесть
б) «Станционный смотритель» 2) баллада
в) «Борис Годунов» 3) драма
24. Установите соответствие между названиями произведений М.Ю. Лермонтова и жанром: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. Цифры в нужной последовательности запишите в бланк через запятую.
НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖАНР
а) «Молитва» 1) роман
б) «Песня про царя Ивана Васильевича, 2) стихотворение
молодого опричника и удалого купца
Калашникова»
в) «Герой нашего времени» 3) поэма
25. Соотнесите части композиции «Песни про… купца Калашникова» и соответствующие им моменты произведения: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. Цифры в нужной последовательности запишите в бланк через запятую.
ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ МОМЕНТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
а) экспозиция 1) встреча Кирибеевича с Алёной Дмитриевной
б) завязка 2) казнь Калашникова
в) кульминация 3) рассказ о могиле
г) развязка 4) пир у Грозного
д) эпилог 5) сцена кулачного боя
Итоговый тест
Вариант 1
Часть 1
1. Назовите жанр произведения:
«Вольга и Микула Селянинович»
________________
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
____________________
«…на восшествие на престол…. Императрицы Елизаветы Петровны»
_____________________________
2. Назовите произведения А.С.Пушкина, в основе которых лежат исторические события.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
3. Узнайте произведение и автора по отрывку:
«…Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, безпошлинно.
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку…»
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
4. Назовите историческое событие, которое легло в основу поэмы «Русские женщины» и имена главных героинь произведения.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. В чем особенность жанра «Сказкок» Салтыкова – Щедрина, назовите жанр
______________________________________________________________
6. Какой герой и в каком произведении Н.В.Гоголя произносит приведенные ниже слова:
«Терпи, козак,- атаманом будешь!» ; «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» ; «Есть еще порох в пороховницах!»
_____________________________________________________________
7. Расставьте в классическом порядке компоненты:
Кульминация
Развитие действия
Завязка
Развязка
назовите их одним словом: _____________________________________
Часть 2
1. Кто автор стихотворения в прозе «Русский язык»?
1) Г.Р.Державин
2) А.С.Пушкин
3) И.С.Тургенев
4) Н.В.Гоголь
2. Писатель П.Х.Максимов пишет: «Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…» . О ком написаны эти строки?
1) Л.Н.Толстой
2) И.А.Бунин
3) М.Горький
4) Н.Некрасов
3. Из какого стихотворения В.В.Маяковского эти строки:
«. .. Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!»
1) «Хорошее отношение к лошадям»
2) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
3) «Флейта-позвоночник»
4) «Послушайте»
4. Какая тема поднята в рассказе Е.Носова «Кукла»?
1) тема Родины
2) тема равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру
3) тема Великой Отечественной войны
4) тема отцов и детей
5. Поэма – это
1) только лирическое произведение
2) только эпическое произведение
3) соединение лирики и эпоса
4) большое по объему стихотворение
Часть 3
- Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке ?
Тонкий туман над стемневшей рекой
Лёг серебристою нежной фатой.
- Найдите и подчеркните гиперболу в отрывке.
В сто сорок солнц закат пылал,
В июль катилось лето,
Была жара, жара плыла,-
На даче было это.
- Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке?
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла.
- Какой художественный приём использует автор в данном отрывке?
Топи да болота,
Синий плат небес…
- Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке ?
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, словно серебром
Итоговый тест
Вариант 2
1. Что такое былина:
а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
б)Это поэтическая биография народа
в)Это краткое изречение
г) Это рассказ об исторических деятелях.
2. Лирика – это
а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;
б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;
в) стихотворение из двух строк.
3. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:
1- Тема маленького человека
2- Тема лишнего человека
3- Тема богатого человека
4- Тема интеллигентного человека.
4. Что такое сатира:
1- Это художественное произведение , в котором гневно осуждаются пороки общества и человека
2- Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.
3- Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека
5. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».
6. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».
а) Леонид Андреев «Кусака».
б) Андрей Платонов «Юшка».
в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».
7. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:
1- Человеческое безразличие
2- Неуважение к чужому труду
3- Хулиганское поведение подростков
4- Хамское отношение между людьми.
8. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»?
а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.
б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.
в) Жить, расти, бороться за счастье жить.
9. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?
а) Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание.
10.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:
а) Описание жизни простого деревенского человека.
б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.
в) История брошенной куклы.
11. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?
а) Волшебные б) О животных в) Бытовые.
12. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
а) Восхищение, любование.
б) Презрение, пренебрежение.
в) Сожаление, горечь.
г) Безразличие.
13. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».
а) Повесть.
б) Очерк.
в) Притча.
г) Рассказ.
14.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?
а) Постеснялся своей жестокости перед барином.
б) Испугался мести крестьянина.
в) Пожалел мужика.
г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.
15. Из какого произведения взят этот отрывок?
«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта
туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно...»