Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Литература. 8 класс

 

Литература. 8 класс

 

8 КЛАСС ЛИТЕРАТУРА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно- правовые документы

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.  Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.Я. Коровиной «Литература 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

      Программа изучения литературы в 8 классе рассчитана на 72 учебных часа, из расчета 2 часа в неделю.

Цели и задачи

Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:

1.     воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2.     развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3.     освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4.     овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 -овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- овладение навыками  развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя, отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

·       авторов и содержание изученных художественных произведений;

·       основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

·                   видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

·                   обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

·                   видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

·                   комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;

·                   различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

·                   определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

·                   сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

·                   выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

·                   осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

·                   видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

·                   находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;

·                   сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

·                   выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

·                   сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

·                   редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

 При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идей эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по ступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы дан ного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведе ния героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст со чинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобрази тельными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источни ков по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых не дочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допу щены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

 

 

Содержание образовательной программы

Введение (1 час)

Русская литература и история.

Устное народное творчество (1 час)

Лирическая песня как жанр народной поэзии. Исторические песни.

Из древнерусской литературы (3 часа)

Предания как исторический жанр древнерусской литературы. «О покорении Сибири Ермаком».

Житие. Особенности содержания и формы. «Повесть о жизни… Александра Невского».

«Повесть о Шемякином суде». Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

Н.М.Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Понятие о романтизме. Особенности языка повести «Наталья, боярская дочь».

Из русской литературы XIX века (33 часа)

Басни И.А.Крылова. «Лягушки, просящие царя».

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Характерные особенности жанра.

А.С.Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки).

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. Образ главного героя. Система образов романа. Нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. Образ предводителя народного восстания и его окружения.

А.С.Пушкин. «19 октября», «Туча». А.С.Пушкин. «К***» и др. стихотворения, посвящённые любви.

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ романтического героя. Особенности композиции  поэмы.

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социально- историческая комедия. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. Образ Хлестакова. Сюжет и композиция комедии.

Н.В.Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека». Н.В.Гоголь «Шинель» как «петербургский текст».

И.С.Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои. Образ повествователя в рассказе.

М.Е.Салтыков- Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои.

Н.С.Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои. Проблематика и поэтика.

Л.Н.Толстой. «После бала»: проблемы и герои. Особенности композиции и поэтика рассказа.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века.

            Из литературы ХХ века (25 часов)

А.П.Чехов. «Человек в футляре». А.П.Чехов. «О любви» (из трилогии). И.А.Бунин. «Кавказ»: лики любви.

А.И.Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви.

А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

С.А.Есенин.  «Пугачёв» как поэма на историческую тему. Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству.

М.А. Осоргин. «Пенсне»:  реальность и  фантастика.

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

М.М.Зощенко. «История болезни» и другие рассказы.

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война. Образ главного героя. Особенности композиции поэмы.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. Автобиографический характер рассказа.

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (обзор).

Поэты русского зарубежья о Родине.

            Из зарубежной литературы (4 часа)

У.Шекспир. «Ромео  и Джульетта».

Сонет как форма лирической поэзии.

Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). В.Скотт «Айвенго».

            Итоговый урок (1 час)

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

В т.ч. к/р

В т.ч. вн/чт.

В т.ч РР

Введение.

1

 

 

 

Устное народное творчество.

1

 

 

 

Из древнерусской литературы.

3

 

 

 

Из русской литературы XVIII века.

2

 

 

 

Из русской литературы XIX века.

33

3

1

4

Из литературы ХХ века

25

1

3

2

Из зарубежной литературы.

4

 

2

 

Итоговый урок.

1

 

 

 

Итого

70+резерв 2 часа

4

6

6

 

 

Литература: 

1.     1. Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И С., Полухин В.П. – М.:Просвещение, 2009

2.     2. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / авт. – сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение. 2012

3.     Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс — М.: ВАКО, 2012.

4.     Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.

5.     Шадрина С.Б. Литература. 8 класс: Поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2013

6.     В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование

Nп/п

Раздел, тема урока

Тип урока

Практическая часть

Дата

1

Русская литература и история.

Комбинированный

Чтение статьи учебника «Русская литература и история», обсуждение, составление плана (тезисов ) статьи, тест.

 

2

Лирическая песня как жанр народной поэзии. Исторические песни.

Урок изучения нового материала

Чтение  статьи учебника, составление тезисов, работа со словарём литературоведческих терминов, обсуждение иллюстраций учебника.

 

3.

Предания как исторический жанр древнерусской литературы. «О покорении Сибири Ермаком».

Урок изучения нового материала

Практикум «Читаем, думаем, спорим…», выразительное чтение, обсуждение, коллективный диалог, работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение картины В.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

 

4.

Житие. Особенности содержания и формы. «Повесть о жизни… Александра Невского».

Урок изучения нового материала

Чтение  и обсуждение статьи учебника, выразительное чтение фрагментов «Жития…», коллективный диалог, работа со словарём литературоведческих терминов, поиск примеров, иллюстрирующих понятие «воинская повесть». Обсуждение картины П.Корина «Александр Невский».

 

5

«Повесть о Шемякином суде». Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Урок изучения нового материала

Чтение  статьи учебника, составление тезисов, поиск примеров, иллюстрирующих понятие «сатирическая повесть». Характеристика героя сатирической повести.

 

6.

Литература XVIII века. Н.М.Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Понятие о романтизме.

Урок изучения нового материала

Чтение  статьи учебника, составление тезисов, рассказ о писателе, выразительное чтение, составление лексических и историко- культурных комментариев.

 

7.

Карамзин. Особенности языка повести «Наталья, боярская дочь».

Комбинированный

Чтение  статьи учебника, составление тезисов, анализ различных форм выражения авторской позиции. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «классицизм».

 

8.

Из русской литературы  XIX века. Басни И.А.Крылова. «Лягушки, просящие царя».

Урок изучения нового материала

Выразительное чтение басни,  составление  лексических и историко- культурных комментариев (с использованием цитирования), характеристика сюжета басни, тематики, проблематики, идейно- эмоционального содержания.

 

9.

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Характерные особенности жанра.

Урок изучения нового материала

Составление тезисов статьи учебника и статьи практикума «Читаем, думаем, спорим…».Выразительное чтение думы (в т.ч. наизусть), Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии),  составление  лексических и историко- культурных комментариев. Обсуждение иллюстраций учебника.

 

10.

В/ч. А.С.Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки).

Урок изучения нового материала

Составление тезисов статьи учебника и статьи практикума «Читаем, думаем, спорим…». Устный рассказ о Пушкине-историке (на основе ранее изученного).

 

11.

«Капитанская дочка» как реалистический исторический роман.

Комбинированный

Устный рассказ об истории создания романа. Выразительное чтение фрагментов,  составление  лексических и историко- культурных комментариев. Толкование эпиграфов к главам романа.

 

12.

Образ главного героя (Гринёва).

Комбинированный

Составление  лексических и историко- культурных комментариев, различные виды пересказов (с использованием цитирования). Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа.

 

13.

А.С.Пушкин.  Система образов романа.

Комбинированный

Различные виды пересказов. Сопоставительная характеристика героев.

 

14.

Нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

Комбинированный

Различные виды пересказов. Составление плана сравнительной характеристики героинь романа. Устная характеристика героинь  романа.

 

15.

Образ предводителя народного восстания и его окружения.

Комбинированный

Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

 

16.

Письменные ответы на проблемные вопросы.

Урок развития речи

Соотнесение содержания романа с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выявление черт фольклорной традиции в романе. Обсуждение иллюстраций к роману и фрагментов его киноверсий.

 

17.

А.С.Пушкин. «19 октября», «Туча».

Урок изучения нового материала

Выразительное чтение стихотворений. Выявление характерных для Пушкина тем, образов и приёмов изображения человека.

 

18.

А.С.Пушкин. «К***» и др., посвящённые любви.

Урок изучения нового материала

Выразительное чтение стихотворений. Составление  лексических и историко- культурных комментариев. Анализ стихотворений по плану.

 

19.

Контрольная работа по творчеству Пушкина.

Урок контроля

Выполнение контрольной работы.

 

20.

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.

Урок изучения нового материала

Составление тезисов статьи учебника «М.Ю.Лермонтов». Рассказ о поэте и истории создания поэмы, характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

 

21.

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» : образ романтического героя.

Комбинированный

Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Обсуждение иллюстраций к поэме.

 

22.

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции  поэмы.

Комбинированный

Выявление в поэме признаков лирики и эпоса. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Анализ портрета Мцыри, кавказского пейзажа и речевых особенностей героя. Ответы на вопросы викторины.

 

23.

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Урок развития речи

Чтение статьи учебника «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики» и сопоставление позиций критиков. Составление плана ответа на проблемный вопрос.

 

24.

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социально- историческая комедия.

Урок изучения нового материала

Составление тезисов статьи учебника. Рассказ о писателе и истории создания комедии. Выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям), Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «комедия».

 

25.

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.

Комбинированный

Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «сатира» и «юмор».

 

26.

Образ Хлестакова.

Комбинированный

Устная характеристика Хлестакова и средств создания его образа. Объяснение жизненной основы и художественной условности,  индивидуальной неповторимости и типической обобщённости художественного образа Хлестакова.

 

27.

Сюжет и композиция комедии.

Комбинированный

Чтение и обсуждение статьи учебника «О новизне «Ревизора». Составление сообщения о композиционных особенностях комедии. Сопоставление комедии «Ревизор» Гоголя и «Недоросль» Фонвизина.

 

28.

Н.В.Гоголь. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Урок развития речи

Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. Составление плана ответа на проблемный вопрос.

 

29.

Сочинение «В чём новизна  «Ревизора»?

Урок развития речи

Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

 

30.

Н.В.Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека».

Комбинированный

Выразительное чтение повести. Выявление характерных для повести тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика Героя и средств создания его образа.

 

31.

Н.В.Гоголь «Шинель» как «петербургский текст».

Комбинированный

Выявление признаков реалистического и фантастического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «символ»и «фантастический реализм». Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести.

 

32.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя.

Урок контроля

Выполнение контрольной работы.

 

33.

В/ч. И.С.Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе.

Комбинированный

Обобщение дополнительного материала о биографии писателя и сборнике «Записки охотника». Чтение рассказа, составление лексических и историко- культурных комментариев, анализ различных форм выражения авторской позиции.

 

34.

М.Е.Салтыков- Щедрин. «Отрывок»: сюжет и герои.

Урок изучения нового материала

Сообщение о писателе. Чтение фрагментов романа. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика тематики, проблематики, идейно- эмоционального содержания фрагмента романа.

 

35.

Н.С.Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои.

Урок изучения нового материала

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

 

36.

Н.С.Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика.

Комбинированный

Различные виды пересказов, работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «художественная деталь», «рассказ». Обсуждение иллюстраций к рассказу.

 

37.

Л.Н.Толстой. «После бала»: проблемы и герои.

Урок изучения нового материала

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение рассказа. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

 

38.

 Особенности композиции и поэтика рассказа.

Комбинированный

Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно- эмоционального содержания рассказа. Работа со словарём литературоведческих терминов, поиск примеров, иллюстрирующих понятия «контраст», «антитеза», «композиция», «художественная деталь». Обсуждение иллюстраций к рассказу.

 

39.

Контрольная работа.

Урок контроля.

Выполнение контрольной работы.

 

40.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века.

Комбинированный

Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания, выявление общности в восприятии природы русскими  поэтами.

 

41.

В/ч. А.П.Чехов. «Человек в футляре».

Урок изучения нового материала

Составление тезисов статьи учебника «А.П.Чехов». Выразительное чтение рассказа, характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно- эмоционального содержания рассказа. Характеристика героев,  выявление авторской позиции.

 

42.

А.П.Чехов. «О любви» (из трилогии).

Урок изучения нового материала

Обсуждение рассказа, характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-  эмоционального содержания рассказа.

 

43.

И.А.Бунин. «Кавказ»: лики любви.

Урок изучения нового материала

Обсуждение рассказа, характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-  эмоционального содержания рассказа.

 

44.

А.И.Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви.

Урок изучения нового материала

Обсуждение рассказа, характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-  эмоционального содержания рассказа. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет» и «фабула».

 

45.

Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви».

Урок-диспут

Выразительное чтение стихов и прозы о любви. Анализ произведений, аргументирование своей позиции.

 

46.

Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви».

Урок развития речи

Письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования).

 

47.

А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

Комбинированный

Рассказ о поэте и истории создания стихотворений. Чтение и обсуждение глав из книги Д.С.Лихачёва о Куликовской битве и статьи «Россия Александра Блока». Анализ различных форм выражения авторской позиции. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «лирический цикл».

 

48.

С.А.Есенин.  «Пугачёв» как поэма на историческую тему.

Комбинированный

Составление тезисов статьи учебника «С.А.Есенин». Чтение фрагментов поэмы. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «драматическая поэма».

 

49.

С.А.Есенин.  «Пугачёв» как поэма на историческую тему.

Комбинированный

Чтение фрагментов поэмы. Устный и письменный ответ на вопрос.

 

50.

Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.

Урок развития речи

Чтение и обсуждение статьи «Пушкин и Есенин о Пугачёве». Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана ответа на проблемный вопрос.

 

51.

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству.

Урок изучения нового материала

Составление тезисов статьи учебника «И.С.Шмелёв». Чтение, рецензирование рассказа, анализ различных форм выражения авторской позиции.

 

52.

М.А. Осоргин. «Пенсне»:  реальность и  фантастика.

Урок изучения нового материала

Чтение, рецензирование рассказа, анализ различных форм выражения авторской позиции. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно- эмоционального содержания.

 

53.

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

Урок изучения нового материала

Составление тезисов статьи учебника, рассказ о журнале, истории его создания.

 

54.

В/ч. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

Урок изучения нового материала

Выразительное чтение рассказов. Составление лексических и историко- культурных комментариев. Характеристика сюжетов и героев рассказов. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах- от правдоподобия до фантастики.

 

55.

В/ч. М.М.Зощенко. «История болезни» и другие рассказы.

Урок изучения нового материала

Выразительное чтение рассказа. . Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно- эмоционального содержания.

 

56.

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война.

Комбинированный

Рассказ о поэте и истории создания поэмы «Василий Тёркин». Выразительное чтение фрагментов поэмы. Характеристика сюжета и героев поэмы, её идейно- эмоционального содержания.

 

57.

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя.

Комбинированный

Составление плана характеристики героя. Устная и письменная характеристика героев поэмы. Обсуждение иллюстраций к поэме.

 

58.

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы.

Комбинированный

Выявление черт фольклорной традиции в поэме, определение в ней художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

 

59.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Комбинированный

Выразительное чтение стихотворений, прослушивание песен.

 

60.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Комбинированный

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

 

61.

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.

Комбинированный

Составление тезисов статьи учебника «В.П.Астафьев». Рассказ о писателе и истории создания рассказа. Чтение фрагментов рассказа, характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно- эмоционального содержания.

 

62.

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: автобиографический характер рассказа.

Урок развития речи

Различные виды пересказов. Сообщение о герое- повествователе. Различение образов рассказчика и автора- повествователя в эпическом произведении. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

 

63.

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (обзор).

Комбинированный

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Выявление художественно значимых изобразительно- выразительных средств языка.

 

64.

Поэты русского зарубежья о Родине.

Урок изучения нового материала

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Выявление художественно значимых изобразительно- выразительных средств языка.

 

65.

Годовая контрольная работа.

Урок контроля

Выполнение контрольной работы.

 

66.

У.Шекспир. «Ромео  и Джульетта».

Урок изучения нового материала

Составление тезисов статьи учебника «Уильям Шекспир». Чтение фрагментов трагедии. Характеристика сюжета и героев трагедии, её идейно- эмоционального содержания. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «конфликт».

 

67.

Сонет как форма лирической поэзии.

Урок изучения нового материала

Чтение сонетов.

 

68.

В/ч. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).

Урок изучения нового материала

Рассказ о драматурге и истории создания комедии, характеристика сюжета и героев комедии, её идейно- эмоционального содержания. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «комедия», «сатира».

 

69.

В/ч. В.Скотт «Айвенго».

Комбинированный

Составление тезисов статьи учебника и статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Чтение фрагментов романа, характеристика сюжета и героев романа.

 

70.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Обобщающий

Выступления с докладами. Устное рецензирование докладов одноклассников.

 

71-72

Резервные уроки

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"