9 КЛАСС ЛИТЕРАТУРА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно- правовые документы
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и учебной программы по литературе, допущенной МО РФ в 2009 г. (автор-составитель В. Я. Коровина.)
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Место предмета «Литература» в базовом учебном плане.
Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения предмета «Литература» в средней школе, четко определяют его место в базисном учебном плане. В них подчеркивается, что приобщение школьников к богатствам русской и мировой литературы - это единый и непрерывный процесс, позволяющий устанавливать связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. На изучение предмета «Литература» в 9 классе отводится 102 часа.
Цель изучения литературы в школе.
Содержание и структура программы определяется целью литературного образования: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, развитие способностей воспринимать и оценивать явления литературы и оценивать, формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции школьников.
Достижение этой цели предполагает:
· чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
· формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
· развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства,
· воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
· развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся, закончившие 9 класс, должны знать:
· Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);
· Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;
· Содержание изученных произведений;
· Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
· Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
должны уметь:
· Воспроизводить содержание литературного произведения;
· Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;
· Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);
· Давать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это произведение;
· Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;
· Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
· выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
· Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
· Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;
· Написать сочинение на заданную тему.
Содержание тем учебного курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетиче ский жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Учебно-тематический план
Содержание |
Кол-во часов |
Введение. |
1 |
Литература Древней Руси |
3 |
Русская литература ХVIII века |
6 |
Шедевры русской литературы ХIХ века |
55 |
Русская литература ХХ века. |
20 |
Романсы и песни на стихи русских поэтов ХIХ - ХХ века. |
4 |
Из зарубежной литературы |
8 |
Итоговые занятия по курсу 9 класса. |
5 |
Итого |
102 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Словари и справочники:
1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
6) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:
Эскимо, 2008
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
Календарно- тематическое планирование |
|
№ урока |
Тема урока.
Основное содержание. |
Тип урока |
Формы и методы работы |
Элементы содержания |
Результаты обучения |
Дата |
|
1
|
Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. |
комбинированный |
Лекция, беседа, работа с книгой |
Литература как вид искусства слова, специфика художественного отображения действительности. |
Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.
Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание |
|
|
Литература Древней Руси |
|
2 |
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа |
Лекция, беседа, работа с книгой |
Влияние принятия христианства на возникновение литературы на Руси. Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие.
Летописи. |
Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Уметь характеризовать данный период развития литературы, вести беседу, опираясь на ранее полученные знания о древнерусской литературе.
|
|
|
3 |
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. |
Урок повторения изученного материала в 8 классе. |
Проблемные задания/ составление кластера |
«Слово о полку…»-величайший памятник литературы. История рукописи. Проблема авторства. Словарная работа. |
Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.
Уметь выразительно читать текст, объяснять значение слов и выражений в тексте. |
|
|
4 |
Поэтическое искусство автора в «Слове…»
|
Урок-практикум |
|
Переводы «Слова…»
«слово» в живописи, графике и музыке. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагментов опер. |
Знать: понятие образ автора, лирическое отступление. Уметь:формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию |
|
|
Русская литература ХVIII века |
|
5 |
Характеристика русской литературы ХVIII века
Классицизм как литературное направление. |
Урок изучения нового материала
(лекция) |
Лекция, беседа, работа с книгой.
Фронтальная и групповая работа. |
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Понятие о классицизме. Иерархия жанров классицизма. |
Знатьосновные черты классицизма как литературного направления.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
Понимать задачи литературы 18 века, ее гражданский, дидактический, сатирический пафос. |
|
|
6 |
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.
|
Урок-беседа |
Фронтальная, индивидуальная работа.
Составление кластера. |
Композиция оды. Прославление России, мира, науки и просвещения в произведении. Роль риторических вопросов. Образы природы в произведении. |
Знать содержание оды, его особенность и форму.
Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму. |
|
|
7 |
Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина.
|
Комбинированный |
Фронтальная работа.
Беседа.
Проблемные задания, письменные высказывания. |
Появление новых жанров во второй половине 18 века. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.
Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии в стихотворении. Мысль о бессмертии поэта. Словарная работа. |
Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.
Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, делать сравнительный анализ стихов. |
|
|
8 |
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
|
Урок-лекция, урок-беседа. |
Фронтальная, групповая |
Слово о Карамзине-писателе, историке, общественном деятеле. Понятие о сентиментализме. Значение творчества Карамзина. |
Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем. |
|
9 |
Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
(Новые черты русской литературы.Внимание к внутренней жизни человека)
|
Урок-практикум.
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная . |
Повесть «Бедная Лиза»-начало русской прозы. Принципы сентиментализма в повести. Сюжет и герои повести. Образ повествователя. Чувствительность как моральная ценность. |
Знать содержание произведения.
Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию. |
|
10 |
Сочинение по произведениям литературы 18 века |
Урок развития речи. |
|
Темы сочинения:
1. Произведения литературы 18 века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 произведений)
2.Темы, идеи, значение произведений литературы 18 века.
|
Знать сюжеты и героев произведений 18 века.
Понимать темы и идеи произведений, отношение авторов к изображаемому.
Раскрывать свою точку зрения, аргументировать ее. |
|
|
|
11 |
Золотой век русской литературы (обзор). Романтизм. |
Урок изучения нового. |
Лекция, беседа, работа с книгой. |
Поэзия , проза, драматургия 19 века. Золотой век русской литературы. Понятие о романтизме. Особенности русского романтизма. |
Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос, записывать основные положения лекции., различать основные значения слова романтизм. |
|
12 |
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Баллада «Светлана». |
Урок изучения нового, урок-беседа.
|
Лекция, работа с книгой, проблемные задания. |
Личность поэта, многогранности творчества. Творческая переработка европейског опыта поэтом.
Создание национальной баллады. Пространство и время баллады. Образ дороги. Фольклорные мотивы. Роль юмора. |
Знать основные черты романтизма как литературного направления
теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь выразительно читать стихотворение.анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение. |
|
13 |
А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».
|
Урок изучения нового материала. Урок-беседа. |
Лекция, беседа, работа с книгой, просмотр фрагментов фильма. |
Слово о А.С.Грибоедове-поэте и драматурге. Круг общения Грибоедова Раннее творчество . Общественные взгляды. Творческая история Комедии «Горе от ума». |
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова, его общественные взгляды, историю создания произведения и сценическую судьбу. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного, выступать с сообщениями на литературную тему, записывать основные положения лекции. Понимать значение творчества драматурга для развития русской литературы. |
|
14 |
«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова«Горе от ума».
|
Урок-беседа, урок-практикум. |
Проблемные задания. |
Система персонажей, «Говорящие» фамилии. Особенности сюжета, жанра и композиции. |
Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.
|
|
15 |
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии. Нравственные идеалы фамусовского общества.
|
Урок-беседа, урок-практикум. |
Проблемные задания, индивидуальная и групповая работа. |
Конфликт пьесы. Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова: общее и различное. ФамусовскаяМосква:единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, боязнь просвещения. |
Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую, анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества. Понимать суть конфликта и способы его разрешения автором, место Фамусова в системе персонажей пьесы (символ всей аристократически-патриархальной Москвы). |
|
16 |
«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Образ Чацкого в комедии.
|
Урок-беседа, урок-практикум. |
Проблемные задания |
Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин. |
Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Понимать место Чацкого В системе образов, его роь в раскрытии идеи комедии, смысл противопоставления Чацкого фамусовскому обществу.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию; анализировать эпизоды, в которых конфликт с обществом проявляется наиболее остро. |
|
17 |
«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия. Образ Репетилова, Молчалина, Скалозуба. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
|
Урок развития речи. |
Сообщения учащихся, составление кластера. |
Разграничение понятия «Ровесники» и «единомышленники», Характеристика данных персонажей, поняти о внесценическихперсонажах. |
Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.
Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты |
|
18 |
Загадка Софьи Павловны. |
Урок-практикум |
Проблемные задания |
Яркость натуры Софьи, незаурядность и влияние на нее фамусовских взглядов, составление речевой характеристики героини. |
Знать героев комедии.
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отобрать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Софье. |
|
19 |
РРИ.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Язык комедии.
|
Семинар, урок развития речи. |
Проблемные задания.
Тест |
Сообщения о театральных постановках комедии. Статья Гончарова «Мильон терзаний», Пушкин о комедии. Различные оценки образа Чацкого в критике.Открытость финала комедии. |
Знатьосновные положения статьи Гончарова,критические высказывания о комедии.
Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком. |
|
20 |
РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».
|
Урок развития речи. |
|
Темы сочинений:
1. Один в поле не воин? (образ Чацкого в комедии А.С. Грибедова)
2. «Век нынешний»и «век минувший».
3. Смысл названия комедии.
4. софья-главная загадка комедии. |
Знать содержание комедии Уметьсопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. |
|
21 |
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. |
Урок изучения нового материала, урок-лекция |
Лекция, беседа, работа с книгой, сообщения учащихся |
Слово о Пушкине(сообщения учащихся), Годы ссылки, Болдинская осень 1830года. Обзор творчества Пушкина. Твлрчествороэта как выражение высочайшей духовной гармонии. |
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления
Уметь создавать презентацию информационного проекта. |
|
22 |
Основные мотивы лирики А.С.Пушкина
|
Урок-беседа, урок-практикум |
Лекция, беседа, составление кластера. |
Основные периоды жизни и творчества поэта основные темы и содержание лирических произведений поэта, теоретико-литературные понятия. |
Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств. |
|
23 |
Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина
|
Урок-беседа, урок-практикум |
Проблемные задания, лекция |
Взгляды поэта на свободу как нравственный, социальный , философский идеал. Стихотворение «К морю». Море как символ свободы. |
Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметьанализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
|
24 |
Любовная лирика А.С.Пушкина |
Урок-семинар |
Беседа, сообщения учащихся, практикум. |
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. Истории созданий стихотворений. |
Знать адресатов любовной лирики.
Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.
Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. |
|
25 |
Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
|
Урок-практикум, урок-семинар. |
Проблемные задания, анализ стихотворений. |
Раздумья поэта о смысле жизни, о поэзии. Обучение сравнительному анализу стихотворения. |
Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
|
|
26 |
РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
|
Урок проверки усвоения ЗУН, урок Рр. |
Анализ стихотворений, сообщения учащихся, устные выступления, письменные высказывания. |
|
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный |
|
27 |
Контрольная работа
Урок контроля по поэзии А.С. Пушкина. |
Урок контроля, урок подготовки к сочинению
|
Тестовая работа в формате ГИА |
|
Знать содержание произведений.
Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос |
|
28 |
Маленькие трагедии Пушкина
«Моцарт и Сальери». |
Урок внеклассного чтения |
|
«Маленькие трагедии» Пушкина. Обзор. Нравственная проблематика трагедии. Противопоставление образов. Проблема гения и злодейства. |
Знать сюжет и героев трагедии отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Понятия трагизм, конфликт, композиция, антитеза.
Уметь комментировать текст, , давать сопоставительную характеристику, выступать с сообщениями на литературную тему. |
|
29 |
«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». |
Урок-лекция |
Комментированное чтение, работа с книгой, лекция. |
История создания, замысел, композиция романа «Евгений Онегин». |
Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа
Уметь выделять смысловые части текста |
|
30 |
Онегинская строфа. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. |
Урок-лекция |
Работа с текстом, комментированное чтение. |
Особенности романа в стихах, онегинская строфа. |
Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.
Уметь анализировать ритмический рисунок стихотворного текста. |
|
31 |
Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина. |
Урок-практикум |
Комментированное чтение, анализ текста |
|
Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».
Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном |
|
32 |
Онегин и поместное дворянское общество |
Комбинированный урок |
|
|
Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе |
|
33 |
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. |
Урок-беседа |
Беседа о прочитанном. |
Типическое и индивидуальное в образах героев. Противоречивость образа Ленского. Любовь Онегина и любовь Ленского. Возможные жизненные пути Ленского. |
Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.
Уметь давать характеристику литературному герою, выразительно читать и анализировать эпизоды романа, создавать словесные портреты героев. |
|
34 |
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина |
Урок-беседа |
Проблемные задания |
Татьяна- «милый идеал». «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природой. Соединение в Татьяне Народной традиции с высокой дворянской культурой. |
Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским; роль фольклорных образов, пейзажа в романе, отношение автора а Татьяне и Ольге.
Уметь давать цитатную характеристику героя произведения, давать сравнительную характеристику героинь. |
|
35 |
Два письма и два объяснения. Анализ эпизодов. |
Урок- практикум |
Проблемные задания. |
Анализ писем Татьяны К Онегину И Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. |
Знать содержание писем Татьяны и Онегина; план анализа текста.
Уметь выразительно читать наизусть и анализировать тексты писем, давать сравнительную характеристику писем. |
|
36 |
«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин |
Урок-беседа, урок –практикум. |
Беседа по прочитанному, проблемные задания. |
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. |
Знать текст художественного произведения.
Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения |
|
37 |
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». |
Урок-беседа |
Проблемные задания. |
Автор как идейно-композиционный центр романа. Автор и Евгений. Пушкинская эпоха в романе. |
Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.
Уметь различать образ автора и героя; выделять приметы пушкинской эпохи и давать их сравнительные характеристики.(Петербург-деревня, Петербург-Москва, светские салоны-картины светской жизни). |
|
38 |
Критика о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». |
Урок развития речи. Урок-дискуссия, семинар. |
Работа по группам |
Пушкинский роман в зеркале критики. Цели и задачи критической литературы. Представление взглядов критиков. Образ Онегина и тема « лишнего человека» в русской литературе. |
Знать оценку романа в критике.
Уметь воспринимать критические работы и определять их ключевые идеи, строить развернутые высказывания на основе прочитанного. Понимать цели и задачи критики. |
|
39 |
Роман «Евгений Онегин» в музыкальном и изобразительном искусстве. |
Урок развития речи. |
Защита проектов, сообщения учащихся. |
Творческая история оперы Чайковского. Прослушивание фрагментов оперы, обсуждение. |
Знать произведения музыки и живописи, посвященные роману «Евгений Онегин».
Понимать роль Пушкина в развитии русского искусства.
Уметь выступать с сообщениями на литературную тему. |
|
40 |
Понятие о реализме. |
Урок лекция, урок изучения нового материала. |
Лекция, работа с текстом, проблемные задания. |
Формы отражения жизни в искусстве. Углубление понятия о реализме. Реализм в творчестве Пушкина. Русские писатели-реалисты. |
Знать теоретико-литературные понятия реализм, типический характер, типические обстоятельства, признаки реализма.
Понимать значение реализма в развитии искусства.
Уметь записывать основные положения лекции, уметь находить общие черты классицизма, романтизма, реализма и различия между ними. |
|
41 |
Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.
. |
Урок изучения нового материала. |
лекция |
Слово о Лермонтове (сообщения учащихся). Трагичность судьбы поэта.
Обзор творчества. |
Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы,
уметь находить их в тексте |
|
42 |
«Одинок я, нет отрады». Тема одиночества и гордого протеста в лирике Лермонтова. Тема безвременья. |
Семинар,. |
работа в группах. |
Мотивы одиночества и страдания в стихотворении «Ужасная судьба отца и сына». |
Знать стихи, в которых развивается тема одиночества и протеста.
Уметь выразительно читать наизусть и анализировать стихотворения, находить в них ИВС |
|
43 |
Тема поэта и поэзии творчестве М,Ю. Лермонтова. |
Урок-беседа. |
Проблемные задания. |
Конфликт поэта с миропорядком. Романтический герой Лермонтова. Раздумья над творчеством, над ролью поэта. Сравнительная характеристика стихотворений Пушкина и Лермонтова. |
Знать основные мотивы лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворения по вопросам., определять темы и идеи стихотворений, находить ИВС, давать сравнительную характеристику лирических произведений. |
|
44 |
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова . |
семинар |
Групповая работа |
Адресаты любовной лирики и послания к ним. Любовь как страсть, приносящая страдания. |
Знать адресатов любовной лирики.
Уметьанализировать текст на.лексическом уровне
Понимать своеобразие любовной лирики Лермонтова. |
|
45 |
Тема Родины в лирике Лермонтова. |
Урок-практикум |
Проблемные задания |
Особенности раскрытия темы Родины в лирике Лермонтова. «Родина» |
Знать содержание стихотворений о Родине.
Уметь находить ИСВ, выделять смысловые части стихотворений, анализировать текст на морфологическом уровне. |
|
46 |
Философская лирика. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва». |
Урок-беседа.
|
Проблемные задания |
Особенности жанров стихотворений. |
Знать содержание стихотворений, особенности философской лирики поэта. |
|
47 |
РР. Классное сочинение. «О чем заставили меня задуматься стихотворения М.Ю. Лермонтова»? |
Урок развития речи |
Письменные высказывания |
|
Уметь создавать сочинения различных жанров, уметь определять границы темы. |
|
48-49 |
Роман «Герой нашего времени».
Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. |
Урок изучения нового материала. |
Лекция, беседа. |
Первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Традиции романтической повести. Эпоха Лермонтова В романе. |
Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.
Уметьхарактеризовать особенности сюжета и композиции
|
|
50 |
Печорин как представитель «портрета поколения». Русские офицеры и горцы в романе. |
Урок-беседа |
.Беседа по прочитанному |
Загадка образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Образ странствующего офицера. |
Знать текст повести «Бэла».
Уметьсопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей, определять способы создания психологического портрета. |
|
51 |
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
Печорин в системе образов романа. |
Урок-беседа. |
Беседа по прочитанному |
«Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань»- портрет поколения. Самоанализ Печорина. Социально-психологические проблемы в новелле. |
Знать содержание «Журнала Печорина»; признаки романтизма и реализма в романе.
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов; определять жанровые признаки произведения, пересказывать и анализировать эпизоды; аргументированно отвечать на вопросы. |
|
|
52 |
Любовь и дружба в жизни Печорина». |
Урок-практикум |
Работа с текстом, проблемные задания |
Печорин как представитель «портрета поколения». «Водяное общество» в повести «Княжна Мери». Печорин и его взаимоотношения с ближними. |
Знать сюжет и героев романа, понятия двойник, фатализм.
Понимать роль самоанализа, роль двойников в раскрытии характера героя; смысл названия «Фаталист», позицию автора (неизбежность краха Печорина в отношениях с людьми) |
|
|
53 |
Художественные особенности романа М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени». |
Урок-семинар |
Работа в группах |
Портрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Художественные средства создания образов. Язык романа. Автор и Печорин. |
Знать сюжет и героев романа, теоретико-литературные понятия портрет, пейзаж, романтизм, реализм.
Понимать смысл названия романа, роль портрета, пейзажа. Значение образа Печорина в развитии русской литературы |
|
|
54 |
Контрольная работа по
роману «Герой нашего времени»
|
Урок проверки усвоения зун по теме |
Тестовая работа |
Значение романа «Герой нашего времени». Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития. |
Знать сюжет, особенности композиции, героев романа. Понимать идею произведения, позицию автора, его нравственные идеалы., значение творчества в русской литературе. |
|
|
55 |
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». |
Урок изучения нового материала |
Лекция, сообщения , беседа |
Слово о Гоголе. Замысел,история создания поэмы «Мертвые души». Обзор содержания произведения. |
Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя
Уметь выделять главное., выступать с сообщениями на литературную тему. |
|
|
56 |
Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. |
Урок изучения нового материала. |
Лекция, беседа. |
Замысел, история создания поэмы «Мертвые души». Обзор содержания произведения |
Знатьисторию создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.
Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.
|
|
|
57 |
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». |
семинар. |
Лекция, беседа, выступление учащихся, групповая работа. |
Система образов поэмы. Составление плана характеристики героев: интерьер, говорящие фамилии, портрет, детали, речевая характеристика. |
Знать сюжет и героев поэмы, теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, типический характер, ирония , гротеск, сарказм. |
|
|
58 |
Образ города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». |
Урок-беседа, урок-практикум. |
Проблемные задания |
Городской пейзаж, разоблачение пороков чиновников.
Приемы сатирического изображения чиновников. |
Знать сюжет и героев поэмы, приемы сатирического изображения.
Уметь выразительно читать и пересказывать фрагменты поэмы, давать сравнительные характеристики.
Понимать смысл «Повести о капитане Копейкине». |
|
|
59 |
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. |
Урок-дискуссия |
Проблемные задания, работа с текстом, беседа. |
Чичиков-герой новой эпохи буржуазии. Жизнеописания Чичикова. Заветы отца. Чичиков и помещики. Ч. И чиновники. |
Знатьсодержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.
Уметьанализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.
Понимать новаторство образа, роль главного героя в системе образов. |
|
|
60 |
. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» |
семинар |
Проблемные задания |
Взгляд писателя на судьбу России, его христианские позиции, мастерство и новаторство Гоголя. |
Знать сюжет и героев, теоретико-литературные понятия, роль ИВС
Уметь определять тему и основную мысль поэмы, находить ИВС в поэме и понимать их роль.
Понимать яркость многообразие палитры художественных приемов. |
|
|
61 |
Лирическое начало в поэме. Образ Руси. Мотив дороги. |
Урок-семинар |
Практикум, составление кластеров |
Поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Поэма в оценке критики. |
Знать сюжет и героев, теоретико-литературные понятия, роль ИВС
Уметь определять тему и основную мысль поэмы, находить ИВС в поэме и понимать их роль.
Понимать авторский замысел и его эволюцию, роль лирических отступлений |
|
|
62 |
Художественные особенности прозы Гоголя. |
Урок изучения нового материала. |
Лекция. |
«Петербургские повести» Гоголя. «Невский проспект». Образ Петербурга в творчестве Гоголя. |
Знать содержание повестей Гоголя, сюжеты, героев, особенности прозы. |
|
|
63 |
РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. |
Урок развития речи. |
|
Обсуждение тем сочинений.
1. Образы помещиков в поэме…
2. Образ города в поэме…
3. Образ автора в поэме…
4.Анализ эпизода поэмы… и др. |
Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятииечичиковщина
Пониматьроль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.
|
|
|
64-65 |
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». |
Урок чтения и изучения произведения.
Урок-беседа |
Беседа по прочитанному. |
Слово о писателе. Особенности поэтики Толстого в повести «Юность». Психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. |
Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии
Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. |
|
|
|
|
Русская литература ХХ века. |
|
66 |
Многообразие жанров и направлений.
|
Урок изучения нового материала. Урок-лекция. |
Лекция, беседа. |
Исторические потрясения 20 века и их отражение в литературе и искусстве. Рождение новых жанров и стилей. |
Знать особенности русской литературы ХХ века.
Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.
Уметь записывать основные положения лекции, рассказывать о писателях 20 века и их произведениях. |
|
|
67-68 |
А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. |
Урок изучения нового материала. |
Беседа по прочитанному, проблемные задания |
Слово о Чехове. (сообщения учащихся). Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы. Сюжет и герои рассказа «Тоска». |
Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека». |
|
|
69-70 |
И.А.Бунин. Слово о писателе.
«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
|
Урок изучения нового материала. |
Беседа по прочитанному.
Комментированное чтение. |
Слово о Бунине-поэте и прозаике. Любовь в понимании писателя. Психологизм прозы. Стилистическое мастерство. |
Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».
Уметь анализировать произведение
|
|
|
71 |
А.А.Блок. Слово о поэте. Трагедия лирического героя в «страшном мире». Патриотическая поэзия Блока.
|
Урок изучения нового материала. Урок-беседа. |
Беседа, практикум, групповая работа. |
Слово о поэте. Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Своеобразие патриотической лирики поэта. |
Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»; своеобразие лирических интонаций. Знать основные факты биографии поэта.
Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока, анализировать текст, выделяя тропы и стилистические приемы. |
|
|
72 |
С.А.Есенин: страницы жизни и творчества Тема любви в лирике поэта. Образ России в лирике поэта. |
Урок изучения нового материала. Урок-беседа. |
Лекция, практикум. |
Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. Размышления о жизни, предназначении человека. |
Знатьосновные события творческой биографии поэта, его программные произведения.
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы; анализировать цветовую лексику в канве стихотворения. |
|
|
73 |
В.В.Маяковский. Новаторство поэзии.
|
Урок изучения нового материала. Урок –лекция, урок-практикум. |
Лекция, сообщения учащихся, практикум. |
Слово о В.Маяковском. Поэт-публицист., поэт-новатор. Понятие о футуризме. Своеобразие стиха, ритма, рифмы. |
Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации особенности художественного метода поэта. Понятие футуризм, тонический стих
Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского, объяснять неологизмы поэта. |
|
|
74-75 |
М.А.Булгаков. «Собачье сердце».. |
Урок изучения нового материала. |
Беседа по прочитанному.
Комментированное чтение. |
Слово о Булгакове. Причина популярности повести «Собачье сердце» и ее постановок. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя. |
Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести |
|
|
76-77 |
М.И.Цветаева: страницы творческой биографии. Лирика поэтессы. |
Урок изучения нового материала. Урок-беседа. |
Лекция, сообщения учащихся, практикум. |
Слово о Цветаевой. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.
Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. |
Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. |
|
|
78-79 |
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. |
Урок изучения нового материала |
Лекция, беседа, проблемные задания. |
Слово об Ахматовой. Сюжетность, балладность ранней лирики; музыка стиха, тонкий психологизм лирики. Роль детали в стихах. |
Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,
отношение к поэту и поэзии.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. Понимать лирический, патриотический пафос стихов; философский смысл поздней лирики. |
|
|
80 |
Н.А.Заболоцкий.Лирика. |
Урок изучения нового материала. Урок –лекция, урок-практикум. |
Лекция, сообщения учащихся, практикум. |
Слово о поэте. Своеобразие стиха, ритма, рифмы. |
Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации особенности художественного метода поэта. Уметь выразительно читать стихотворения. |
|
|
81 |
М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».
Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. |
Урок изучения нового материала, урок-беседа |
Лекция, беседа |
Слово о писателе. «судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. |
Знать сведения о жизни и творчестве Шолохова, особенности композиции рассказа «Судьба человека», сюжет и героев рассказа, теоретико-литературные понятия рассказ-эпопея, типизация, реализм, антитеза.
Уметь характеризовать образ главного героя, выборочно пересказывать текст. |
|
|
82 |
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. В творческой лаборатории поэта. |
Урок изучения нового материала |
Лекция, беседа, проблемные задания. |
Слово о поэте. |
Знать факты биографии поэта. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,
отношение к поэту и поэзии.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. Понимать лирический, патриотический пафос стихов; философский смысл поздней лирики. |
|
|
83 |
А.Т.Твардовский. Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» |
Урок изучения нового материала |
Лекция, анализ стихов, проблемные задания. |
Слово о поэте. Анализ стихотворения. |
Знать факты биографии поэта.тематику стихотворений, их философский характер.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. |
|
|
84-85 |
А.И.Солженицын. Слово о писателе.
«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. |
Урок изучения нового материала, урок-беседа. |
Проблемные задания. |
Слово о Солженицине.Темаправедничества в русской литературе. Картины послевоенной деревни. |
Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, образ главной героини-праведницы |
|
|
86-87 |
Романс и песня. |
Урок изучения нового материала, урок-беседа. |
Проблемные задания. |
|
Знать отличительные черты песни и романса, виды романсов.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос, записывать основные положения лекции., различать основные виды романсов. |
|
|
88 |
Учимся читать выразительно |
Урок- практикум |
Проблемные задания. |
Анализ статьи. |
Знать отличительные черты песни и романса, виды романсов.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос, записывать основные положения лекции., различать основные виды романсов. |
|
|
89 |
Сочинение- рассуждение |
Урок развития речи |
Письменные высказывания |
|
Уметь создавать сочинения различных жанров, уметь определять границы темы. |
|
|
|
|
Из зарубежной литературы |
|
90 |
Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта. |
Урок изучения нового материала |
Лекция, беседа. |
|
Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.
Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
|
|
91 |
Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене» |
Урок изучения нового материала |
Лекция, беседа. |
|
Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.
Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
|
|
92 |
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).
Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. |
Урок изучения нового материала |
Лекция, беседа. |
|
Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».
Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер. |
|
|
93 |
У. Шекспир. «Гамлет».
Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Слово о поэте. |
Урок изучения нового материала |
Лекция, беседа. |
|
Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения |
|
|
94 |
Одиночество Гамлета
в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». |
Урок изучения нового материала |
Лекция, беседа. |
|
Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения |
|
|
95 |
Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. |
Урок изучения нового материала |
Лекция, беседа. |
|
Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения |
|
|
96 |
И.-В. Гете. «Фауст».
Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. |
Урок изучения нового материала |
Лекция, беседа. |
|
Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.
Уметь раскрывать
мотивы поступков героев |
|
|
97 |
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.
Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. |
Урок изучения нового материала |
Лекция, беседа. |
|
Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.
Уметь раскрывать
мотивы поступков героев |
|
|
Повторение и систематизация |
|
98 |
Подготовка к итоговому сочинению |
Развитие речи |
|
|
Ответы на вопросы (по уровням) |
|
|
99-100 |
РР Сочинение по произведениям 20 века. |
Уроки развития речи. |
Практикум |
|
Знать сюжеты и героев произведений 20 века.
Понимать нравственные проблемы литературы 20 века. Уметь раскрыть тему сочинения, аргументировать свою точку зрнеия. |
|
|
101 |
Итоговая контрольная работа. |
Урок контроля знаний. Беседа. |
Тестирование. Выявление уровня литерат |
Выявление уровня литературного развития учащихся. Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 9 классе. |
Знать сюжеты и героев произведений, изученных в 9 классе.
Понимать нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь анализировать поэтические и прозаические произведения; характеризовать героев и их поступки. |
|
|
102 |
Итоговое занятие по курсу 9 класса.
Выявление уровня литературного развития учащихся. |
Урок-беседа. |
Беседа. |
Итоги года и задание на лето. Анализ теста. |
Уметь ставить перед собой цели в чтении и освоении литературы. Понимать необходимость и важность самостоятельного чтения, изучения литературы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение