Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса обществознания для 7 класса составлена на основе Закона РФ "Об образовании" (глава 5, ст. 47), Федерального компанента Государственного стандарта (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"), на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы по обществознанию для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: ( Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2013) и методическое пособие для учителя (Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2008).
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.
Задача курса – помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, учиться их адекватному осуществлению. В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей. Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.
Цели курса:
- развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качества х личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношениях, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Требования к обязательному уровню подготовки учащихся.
В результате изучения Обществознания ученик должен:
Знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, распознавать их и правильно использовать в устной и письменной речи;
- называть (перечислять) изученные социальные явления;
- объяснять изученные социальные явления и процессы;
- приводить собственные примеры, пояснять изученные теоритические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества, как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации;
- основные обществоведческие термины, т.е. распознать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;.
Уметь:
- описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей сточки зрения социальных норм;
- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;
- сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с родственными;
- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
- раскрывать на примерах изученные теоритические положения и понятия, социально-экономических и социальных наук;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни ДЛЯ:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения;
- успешного выполнения типичных социальных ролей;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права, реализация и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Календарно-тематическое планирование «Обществознание» 7 класс ( 35 часов – 1 час в неделю)
№ п/п |
Тема |
Тип урока |
Самостоятельная учебная деятельность |
Дата проведения |
план |
факт |
|
Глава 1. Человек среди людей |
|
|
|
|
1. |
Отношение между людьми |
Урок изучения нового материала |
Работа с текстом учебника |
|
|
2-3 |
Ты и твои товарищи |
Комбинированный урок |
Работа с текстом учебника |
|
|
4. |
Зачем люди общаются |
Комбинированный урок |
Работа с разделом «В классе и дома» |
|
|
5-6 |
Почему нужно быть терпимым |
Комбинированный урок |
Работа и историческим источником |
|
|
7. |
Контрольная работа |
Повторительно-обобщающий урок |
|
|
|
|
Глава 2. Человек и закон |
|
|
|
|
8. |
Что значит жить по правилам |
Комбинированный урок |
Составление Памятки поведения в различных ситуациях |
|
|
9-10 |
Правила и обязанности граждан |
Комбинированный урок |
Работа с таблицей «Гражданские и политические права» |
|
|
11 |
Почему важно соблюдать законы |
Комбинированный урок |
Работа с текстом Конституции РФ |
|
|
12-13 |
Защита Отечества |
Комбинированный урок |
Работа в группах по карточкам |
|
|
14. |
Что такое дисциплина |
Комбинированный урок |
Работа с историческим источником |
|
|
15-16 |
Виновен-отвечай |
Комбинированный урок |
Работа с нормативно-правовыми документами |
|
|
17 |
Кто стоит на страже закона |
Комбинированный урок |
Сделать подборку газетных статей |
|
|
18. |
Контрольная работа |
Повторительно-обобщающий урок |
|
|
|
|
Глава 3. Человек и экономика |
|
|
|
|
19 |
Экономика и ее основные участники |
Комбинированный урок |
Работа с документами |
|
|
20 |
Золотые руки работника |
Практикум |
Работа с документами |
|
|
21-22 |
Производство: затраты, выручка, прибыль |
Комбинированный урок |
Работа с текстом |
|
|
23-24 |
Виды и формы бизнеса |
Урок изучения нового материала |
Схема |
|
|
25. |
Обмен, торговля, реклама |
Урок изучения нового материала |
Работа в рабочей тетради |
|
|
26-27 |
Деньги , их функции |
Комбинированный урок |
Индивидуальные сообщения, работа с текстом |
|
|
28-29 |
Экономика семьи |
Изучение нового материала |
Творческие задания |
|
|
30 |
Контрольная работа |
Урок проверки знаний и умений |
|
|
|
|
Глава 4. Человек и природа |
|
|
|
|
31 |
Воздействие человека на природу |
Комбинированный урок |
Индивидуальные сообщения, работа с текстом |
|
|
32-33 |
Охранять природу – значит охранять жизнь |
Комбинированный урок |
Творческие задания |
|
|
34-35 |
Закон на страже природы |
Урок обобщения и закрепления материала |
Работа с историческим источником |
|
|
Основное содержание программы учебного курса
Глава 1. Человек среди людей (7 ч)
Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.
Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.
Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.
Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.
Основные понятия: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия.
В ходе изучения раздела учащийся должен:
Знать/понимать:
- значение понятий: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия.
- роль межличностных отношений в жизни человека;
Уметь:
- характеризовать межличностные отношения, определять их виды;
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, основанные на жизненном опыте;
- отстаивать свою точку зрения;
Глава 2. Человек и закон (11 ч).
Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.
Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.
Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная.
.Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства.
Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.
Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
В ходе изучения раздела учащийся должен:
Знать/понимать:
- значение понятий: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
- роль права в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в обществе;
Уметь:
- характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего;
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, связанные с различными видами правовых отношений;
- отстаивать свою точку зрения;
- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- общей ориентации в общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Глава 3.Человек и экономика (12 ч).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
В ходе изучения раздела учащийся должен:
Знать/понимать:- значение понятий: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
- роль экономики в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере общественной жизни;
Уметь:
- характеризовать основные понятия экономики, законы регулирования рынка;
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, связанные с различными видами экономических отношений;
- отстаивать свою точку зрения;
Глава 4. Человек и природа (5 ч).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
В ходе изучения раздела учащийся должен:
Знать/понимать:
- значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
- роль окружающей среды в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение экологических норм;
Уметь:
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, основанные на житейском опыте;
- отстаивать свою точку зрения;
- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; |
|
Критерии оценок по учебному предмету
№ п/п |
Предмет |
Виды работ, критерии |
1 |
Обществознание |
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет
предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
• верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
• продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
• дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
• делает элементарные выводы;
• путается в терминах;
• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
• не может аргументировать собственную позицию;
• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
• справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
• не раскрыл проблему;
• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
• Или информацию представил не в контексте задания или отказался отвечать.
|
|
Учебно-методические средства обучения:
Класс |
Реквизиты программы |
УМК обучающего |
УМК учителя |
7 |
Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) под редакцией Л. Н. Боголюбова. |
1.Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс.- М.: Просвещение,2012
2. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. Человек. Право. Экономика:7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2012.
|
1.Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс.- М.: Просвещение,2012;
2.Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2012;
3. Экономика.7 класс. Учебное пособие. (Экономика ближайшего окружения)/ под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вита-Пресс, 2010г. 4.Певцова.Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.,2011 |