Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
География. 6 класс

 

География. 6 класс

 

  1. Пояснительная записка

 

      Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы. – М., Просвещение, 2012. – 75с. (Стандарты второго поколения).

  Данная рабочая программа составлена на основании:

-Закона  РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

- Примерной программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения).  География 5-9 кл.  Москва, «Просвещение», 2012 г.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

            Данная программа предназначена для обучающихся 6 класса на 2015-2016 учебный год. Рассчитана на 34 часа.

 

        География -  единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и  естественно - научного знания. Курс  «География. Начальный курс» является частью целостного учебного предмета «География». Начальный курс географии – это второй по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, он продолжает изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

 

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

 

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

 

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

 

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

 

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

 

 

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

            В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 

УУД

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся знания;

 

Регулятивные:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану

 

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит её в материалах учебников, тетрадей, ресурсах ИНТЕРНЕТ

 

Коммуникативные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

 

Содержание программы

 

Раздел I ВВЕДЕНИЕ 

География — наука о природе Земли, ее населе­нии, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; осо­бенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и го­довом движении Земли). Луна — спутник Земли. Раз­витие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Совре­менные географические исследования; формы их ор­ганизации и методы.

 

Раздел II  ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ 

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема 1. План местности  

Условные знаки плана. Масштабы плана. Сторо­ны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Осо­бенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Опре­деление (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практическая работа № 1, 2. Изображения здания школы в масштабе. Определение направлений и азимутов по плану местности.

 

Тема 2. Географические карты 

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географиче­ской карте. Меридианы и параллели. Определение на­правлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океа­нов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Го­сударство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практиче­ской деятельности человека.

Практическая работа № 3. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

 

Раздел III   СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ 

Тема 1. Литосфера 

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Зем­ная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: руд­ные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: верти­кальные и горизонтальные. Землетрясения, изверже­ния вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские,

 выпук­лые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная до­лина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практическая работа № 4. Составление описания форм рельефа

 

Тема 2. Гидросфера 

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: усло­вия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — раство­ритель. Мировой круговорот воды, его значение в свя­зи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (ок­раинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, темпера­тура. Движения вод (ветровые волны, цунами, прили­вы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные ( грунтовые и межпласто­вые), поверхностные. Реки. Элементы речной доли­ны. Речная система, бассейн реки и водораздел. Пита­ние и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соле­ные). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, во­дохранилища, пруды. Использование и охрана по­верхностных вод.

Практическая работа № 5. Составление описания внутренних вод

 

Тема 3. Атмосфера 

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изу­чение атмосферы. Характеристики состояния атмос­феры: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы опре­деления средних температур, направлений преобла­дающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее измене­ний. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение сол­нечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его осо­бенностей: географическая широта, высота над уров­нем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы № 6, 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. Построение розы ветров.

 

Тема 4. Биосфера 

Разнообразие растений, животных, микроорганиз­мов на планете Земля. Взаимосвязи между организ­мами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: ат­мосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие со­става почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

 

Практическая работа № 8. Составление характеристики природного комплекса (ПК)

 

 

Раздел IV   НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ 

 

Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учебно-тематическое планирование

 

Разделы программы, темы

Количество часов

из них количество часов

 практические работы

контрольные и проверочные работы

экскурсии

Введение

1

 

 

 

План местности

4

2

 

 

Географическая карта

6

1

1

 

Литосфера

5

1

1

 

Гидросфера

6

1

1

 

Атмосфера

7

2

1

 

Биосфера

3

1

1

 

Население Земли.

2

 

1

 

Итого

34

8

6

 

Практические работы

 

№№

Раздел программы. темы

 

1-2

План местности

1.Изображения здания школы в масштабе.

2.Определение направлений и азимутов по плану местности.

3

Географическая карта

3. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

4

Литосфера

4. Составление описания форм рельефа

5

Гидросфера

5. Составление описания внутренних вод

6-7

Атмосфера

6. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

 7. Построение розы ветров.

8

Биосфера

8. Составление характеристики природного комплекса (ПК)

УМК:

  1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. – М., Дрофа, 2013 г. ФГОС
  2. Громова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой. – М., Дрофа, 2014 ФГОС 
  3. Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. – М., Дрофа, 2013. ФГОС.
  4. Баранчиков Е.В.География. 6 класс. Сборник заданий и упражнений к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс". ФГОС, 2013 г.
  5. Контурные карты «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2014
  6. Атлас. «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2014

 


3. Календарно-тематическое планирование «География. Начальный курс» 6класс

№ урока

Тема урока

Тип  урока

 

Планируемые результаты

Дата

1.      Введение – 1 час

 

1

Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы

Эвристическая  беседа

Знать: предмет изучения географии. 

 

Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности

 

 

  1. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (10 часов)

2

Понятие о плане местности.

Масштаб

. Практическая работа №1

Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

 

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности

 

3

Стороны горизонта. Ориентирование

Решение ситуационных задач

 

4

Изображение на плане неровностей земной поверхности

Комбинированный урок

 

5

Составление простейших планов местности.

Практическая  работа №2

 

6

Форма и размеры Земли. Географическая карта

Комбинированный урок

 

Знать: форму и размеры Земли.

 

Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор.

 

Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.

 

 Уметь: определять на карте полюса, направления, описывать по плану  карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу; владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.

 

7

Градусная сеть на глобусе и картах.

Комбинированный урок

 

8

Географическая широта.

Комбинированный урок

 

9

Географическая долгота. Географические координаты.

Практическая  работа №3

 

10

Изображение на физических картах высот и глубин

Эвристическая  беседа

 

11

Обобщение и контроль знаний по разделу  «Виды изображений поверхности Земли».

Тестирование

 

3.       СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ  ( 21 час )

12

Земля и её внутреннее строение.

Эвристическая  беседа

Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.

Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые

 

 

 

13

Движение земной коры. Вулканизм

 

14

Рельеф суши. Горы.

Практическая  работа №4

 

15

Равнины суши. Рельеф дна Мирового океана.

практикум

 

16

Проверочная работа по разделу «Литосфера»

Тестирование

 

 

17

Вода на земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Решение  ситуационных задач

Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

 

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины е происхождение.

 

Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.

 

18

Движение воды в океане

Эвристическая  беседа

 

19

Подземные воды.

Практическая  работа №5

 

20

Реки.

Практикум

 

21

Озера. Ледники.

Эвристическая беседа

 

22

Проверочное тестирование по разделу «Гидросфера»

Тестирование

 

 

23

Атмосфера: строение, значение, изучение

Эвристическая  беседа

 

Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).

Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

Описывать погоду и климат своей местности.

 

24

Температура воздуха

 

Практикум

 

25

Атмосферное давление. Ветер.

Практическая  работа № 6

 

26

Водяной пар в атмосфере. Облака и осадки атмосферные

Устный опрос

 

27

Погода и климат

Практическая  работа № 7

 

28

Причины, влияющие на климат.

 

Решение ситуационных задач

 

29

Проверочная работа по разделу «Атмосфера»

Тестирование

 

 

30

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Эвристическая  беседа

 

Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

 

Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. Объяснять: воздействие организмов на земные оболочки,  понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.

 

31

Природный комплекс.

Практическая  работа № 8

 

32

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение земли. Земные оболочки».

Тестирование

 

 

4.      НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ  (2ч.)

33

Население Земли. Человек и природа

Устный опрос

Знать: численность населения Земли, основные расы.

 

Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4),  крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

 

34

Итоговый тест

Тестирование

 

 

ИТОГО 34 часа

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"