Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
География. 7 класс

 

География. 7 класс

 

Пояснительная записка по географии

7 класс

 

Данная рабочая программа составлена на основе:

u  примерной программы основного общего обра­зования по географии «География Земли» (VIVII классы)/, опубликованной в  сборнике нормативных документов «География: Федеральный компонент государственного стандарта» –М.: Дрофа, 2009;

u  программы по географии для общеобразовательных учреждений. Автор И. В. Душина,  М: Дрофа, 2011

u  Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

u  Базовый учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. «География материков и океанов. 7 класс . – М.: Дрофа, 2010

Место предмета в базисном учебном плане.

          Количество часов: всего 70  часов  из  расчёта 2 часа в неделю.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

Цели и задачи

Изучение географии в 7 классе школы направлено на достижение следующих целей:

 

·         создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами;

·         сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку;

·         раскрыть закономерности землеведческого характера;

·         воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

 

Основные цели и задачи курса:

u  создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

u  раскрыть закономерности землеведческого характера;

u  воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

Планируемые результаты обучения.

1.                 Оценивать и прогнозировать:

u  по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

u  изменение климатов Земли;

u  оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

u  основные взаимосвязи природы и человека;

2.  Объяснять:

u  особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

u  особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

u  особенности расового и этнического состава населения;

u  особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

u  основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

u  применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

u  основные источники географической информации;

u  географическое положение объектов (по карте);

u  по схемам круговороты вещества и энергий;

u  компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

u  объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

u  особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

u  географическую информацию по картам различного содержания;

u  вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

u  важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

u  основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

u  факторы формирования климата;

u  крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

u  страны мира, их столицы, крупные города;

u  природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.

Программа содержит новые направления географического образования:

·         комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;

·         изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;

·         изучение население, особенностей культуры и быта народов  мира

В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.

В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса, соответствующий обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

     Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

 

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.      Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.      Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4.      хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.      Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3.      В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4.      Ответ самостоятельный;

5.      Наличие неточностей в изложении географического материала;

6.      Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7.      Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.      Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9.      Понимание основных географических взаимосвязей;

10.  Знание карты и умение ей пользоваться;

11.  При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если ученик:

1.       Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.       Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.       Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.       Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5.       Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.       Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.       Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8.       Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9.       Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.   Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11.   Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.   Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.      Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2.      Не делает выводов и обобщений.

3.      Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.      Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5.      При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6.      Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1.      Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2.      Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

§  выполнил работу без ошибок и недочетов;

§  допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

§  не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

§  или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

§  не более двух грубых ошибок;

§  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

§  или не более двух-трех негрубых ошибок;

§  или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

§  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

§  допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

§  или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

§  Не приступал к выполнению работы;

§  Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

§  Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

§  Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

 

1.     Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

§  Время выполнения работы: 10-15 мин.

§  Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.     Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

§  Время выполнения работы: 30-40 мин.

§  Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

 

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

Оценочные практические работы

1.      Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

Тема « Африка»

2.      Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

3.      Определение географического положения материка.

4.      Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема « Австралия»

5. Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Тема «Южная Америка»

6. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

      7. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

      8.  Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.

Тема «Северная Америка»

9. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

     10. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности.

Тема «Евразия»

11. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

      12. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

13. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

 

 

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

 

Содержание курса по географии в 7 классе

 

Тема 1. Введение (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования: Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: Предмет изучения географии. Части света. Карты материков. Основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых. Свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.

Уметь: Читать и анализировать географические карты. Показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий. Называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану.

Практическая работа № 1  «Описание карты по плану».

 

Тема 2. Литосфера и рельеф Земли (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования: Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: Строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

Уметь: Показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф»

Практическая работа № 2  «Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит».

 

 

 

Тема 3. Атмосфера и климаты Земли (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования: Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: Гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов.

Уметь: Объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику.

Практическая работа № 3  «Описание климатических поясов по картам атласа. Климат НСО».

Контрольная работа № 1 «Климатообразующие факторы»

Тема 4. Гидросфера Земли (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования: Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды суши.

Уметь: Описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.

Практическая работа № 4  «Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши».

Контрольная работа № 2 «Воды Мирового океана»

Тема 5. Географическая оболочка (4 час)

Элементы обязательного минимума образования: Разнообразие растительного и животного мира Земли, географической оболочки.  Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: Гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.

Уметь: Анализировать карту природных зон.

Практическая работа № 5  «Обозначение на контурной карте   направлений миграций людей, особые природные явления и важные события народов».

Контрольная работа № 3 «Природные зоны»

 

Тема 6. Океаны (2 часа )

Элементы обязательного минимума образования: Особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: Особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.

Уметь: Показывать океаны и их части на карте.

Практическая работа № 6  «Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору)».

Тема 7. Африка (10 часов)

Элементы обязательного минимума образования

 

 

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Исорико-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

 

Тема 8. Австралия (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

 

Тема 9. Южная Америка (6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Состав территории  и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

 

Тема 11. Антарктида (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности географического положения Антарктиды. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории.

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка.

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.

 

Тема 12. Северная Америка (6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности географического положения Северной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Северной Америки на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Состав территории  и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

 

Тема 15 Евразия (16 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Состав территории  и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

 

 

Тема 14. Географическая оболочка-наш дом (4часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

 Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

 

приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность; объяснять влияние закономерностей и свойств ГО на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

 

 

 

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

№ урока

Раздел. Тема урока

Вид урока

Практические работы

Планируемые сроки

I.                   ВВЕДЕНИЕ (4 часа)

1

Инструктаж по ТБ при проведении уроков в кабинете географии.

Что изучает география материков и океанов.

Вводный  урок

 

 

2

Как люди открывали и изучали Землю.

Изучение нового материала

u  Работа в тетради «Составление по карте летописей наиболее важных путешествий в разные исторические эпохи».

 

3

Карты материков и океанов.

Изучение нового материала

u  Работа в тетради «Заполнение таблицы «Виды и масштабы карт»

 

4

Географические карты и их значение.

Практикум

Практическая работа № 1  «Описание карты по плану».

 

II.ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (3 часа)

5

Происхождение материков и океанов.

Изучение нового материала

 

6

 Состав и строение литосферы.

Практикум

 Практическая работа № 2  «Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит».

 

7

Рельеф Земли. Полезные ископаемые Новосибирской области.

Комбинированный урок

u  Работа с контурной картой «Нанесение на контурную карту  полезных ископаемых  Новосибирской области»

 

III.             АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (4 часа)

8

Роль атмосферы. Распределение температуры воздуха на Земле

Изучение нового материала

 

 

9

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата.

Роль воздушных течений, Распределение осадков

u  Художественно-графическая работа «Построение схемы направлений постоянно действующих ветров на земном шаре»

 

10

Климатические пояса Земли.

Климат Новосибирской области.

Практикум

Практическая работа № 3  «Описание климатических поясов по картам атласа. Климат НСО».

 

11

Контрольная работа № 1 «Климатообразующие факторы»

Урок контроля знаний и умений

 

IV.             ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН – ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ (4 часа)

11

Воды Мирового океана. Внутренние воды Новосибирской области.

Изучение нового материала

u  Работа с контурной картой «Нанесение на контурную карту  морей и океанов, крупных водных объектов   Новосибирской области»

 

12

Схема поверхностных течений

 

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Нанесение на контурную карту  морей и океанов, крупных водных объектов   Новосибирской области»

 

13

Жизнь в океане

Взаимодействие океана с сушей

Практикум

Практическая работа № 4  «Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши».

 

14

Контрольная работа № 2 «Воды Мирового океана»

Урок контроля знаний и умений

 

V.                ГЕОРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

15

Строение и свойства географической оболочки.

Изучение нового материала

u  Работа в тетради «Определение географических закономерностей. Описание круговорота веществ».

 

16

Природные комплексы суши и океана, природная зональность.

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Нанесение на контурную карту природных зон»

 

17

Освоение Земли человеком. Страны мира. Население Новосибирской области.

Практикум

Практическая работа № 5  «Обозначение на контурной карте   направлений миграций людей, особые природные явления и важные события народов».

 

18

Контрольная работа № 3

«Природные зоны»

Урок контроля знаний и умений

 

 

VI.             ОКЕАНЫ (2 часа)

19

Тихий и Индийский океаны

Изучение нового материала

u  Работа с контурной картой «Комплексное заполнение в контурной карте одного океана (по выбору) »

 

20

Атлантический и Северный Ледовитый океаны

Практикум

Практическая работа № 6  «Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору)».

 

VII.          ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ

21

Особенности географического положения, рельеф, климат, внутренние воды,  почвы, природные зоны Южных материков.

Изучение нового материала

u  Работа в тетради «Описание отличительных  особенностей Южных материков».

 

22

Географическое положение Африки . История исследования.

 

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Физико-географическое положение материка»

 

23

Рельеф и полезные ископаемые Африки.

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Обозначение на контурной карте  крупных форм рельефы и месторождений ПИ»

 

24

Климат. Внутренние воды.

 

Практикум

Практическая работа № 7 «Описание климата по плану».

 

25

Природные зоны Африки.

Распределение и особенность природных зон материка

u  Работа с контурной картой «Нанесение на контурную карту природных зон Африки»

 

26

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.

Урок-лекция

 

 

27

Население Африки.

Комбинированный урок 

u  Работа в тетради «Заполнение таблицы «Население Африки и его хозяйственная деятельность».

 

28

Страны Северной Африки.

Комбинированный урок 

 

 

29

Страны Центральной, Западной и Восточной Африки. Страны Южной Африки.

Практикум

Практическая работа № 8  «Описание отдельного государства по плану»

 

30

 Контрольная работа № 4 «Африка»

Урок контроля знаний и умений

 

 

31

Географическое положении, история исследования, рельеф и полезные ископаемые Австралии.

 

Комбинированный урок 

u  Работа в тетради «Сравнение ФГП Австралии и Африки».

 

32

Климат, внутренние воды, Природные зоны.

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Нанесение на контурную карту природных зон Австралии»

 

33

Население. Австралийский Союз.

Комбинированный урок 

u  Работа в тетради «Сравнение населения  Австралии и Африки».

 

34

Океания

Практикум

Практическая работа № 9  «Описание по картам и  по тексту учебника одного из островов Океании».

 

35

Географическое положение, история исследования Южной Америки. Особенности рельефа.

Изучение нового материала

u  Работа в тетради «Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика рельефа Африки и Южной Америки».

 

36

Климат и внутренние воды.

Практикум

Практическая работа № 10  «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки»

 

37

Природные зоны

Комбинированный урок 

 

 

38

Население. Страны Востока материка. Бразилия.

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Составление комплексной карты Бразилии».

 

39

Страны Анд. Перу

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Нанесение на контурную карту границ Латиноамериканских государств и их столиц».

 

40

Контрольная работа № 5 «Южная Америка».

Урок контроля знаний и умений

 

 

41

Антарктида – уникальный по географическому положению и истории формирования материк.

Изучение нового материала

u  Работа в тетради «Сравнение природы Арктики и Антарктиды»

 

42

Природа

Урок-лекция

u  Работа с контурной картой «Комплексное заполнение контурной карты Антарктиды».

 

VIII.       СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ

43

Общие особенности природы северных материков

Комбинированный урок 

 

 

44

Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки.  Особенности рельефа и полезные ископаемые.

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Комплексное заполнение контурной карты Северной Америки».

 

45

Климат, внутренние воды.

 

Практикум

Практическая работа № 11

«Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка»

 

46

Природные зоны.

Комбинированный урок 

u  Работа в тетради «Заполнение таблицы «Природные зоны Северной Америки»

 

47

Население материка. Страны.

Урок-лекция

 

48

Соединенные Штаты Америки

Комбинированный урок 

u  Работа в тетради «Сравнительная характеристика формирования населения США и Канады»»

 

49

Контрольная работа № 6 «Северная Америка».

Урок контроля знаний и умений

 

 

50

Географическое положение Евразии.  История исследования материка.

Изучение нового материала

u  Работа с контурной картой

«Обозначение на контурной карте объектов береговой линии материка»

 

51

Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

.

Практикум

Практическая работа № 12

«Обозначение на контурной карте рельефа материка»

 

52

Климат

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Нанесение на контурную карту климатических  поясов Евразии».

 

53

Внутренние Воды

Комбинированный урок 

u  Работа в тетради «Описание реки по плану».

 

54

Природные зоны.

 

Практикум

Практическая работа №13  «Сравнение природных зон  по 40 – й параллели в Евразии и Северной  Америке: сходства и различия».

 

55

Население Евразии. Страны

Урок – лекция

 

 

56

Страны Западной Европы.

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Нанесение на контурную карту границ Европейских государств и их столиц».

 

57

Страны Восточной Европы.

Комбинированный урок 

u  Работа в тетради «Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика двух восточно-европейских стран (по выбору)».

 

58

Страны Южной Европы.

Комбинированный урок 

u  Работа в тетради «Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика двух  стран Южной Европы (по выбору)».

 

59

Контрольная работа № 7 «Зарубежная Европа»

Урок контроля знаний и умений

 

60

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии.

Урок - лекция

 

 

61

Страны Центральной Азии.

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Нанесение на контурную карту границ государств Центральной Азии и их столиц».

 

62

Страны Восточной Азии.

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Нанесение на контурную карту границ государств  Восточной Азии и их столиц».

 

63

Страны Южной Азии.

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Нанесение на контурную карту границ государств Южной Азии и их столиц».

 

64

Страны Юго-Восточной Азии.

Комбинированный урок 

u  Работа с контурной картой «Комплексное заполнение карты Китая».

 

65

Страны Азии

Практикум

Практическая работа № 14 «Сравнительная характеристика двух стран Азии (по выбору)»

 

66

Контрольная карта № 8 «Северные материки».

Урок контроля знаний и умений

 

 

IX.             ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

67

Закономерности географической оболочки.

Изучение нового материала

u  Работа в тетради «Заполнение таблицы «Факторы формирования природных комплексов».

 

68

Взаимодействия природы и общества.

Комбинированный урок 

u  Художественно-графическая работа «Построение схемы взаимодействия, взаимовлияния и взаимозависимости  природы и человека»

 

69

Изменения природы человеком.  Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на природу Новосибирской области.

Урок – экскурсия  

u  Экскурсия «Посещение Ягоднинского бора с целью изучения результатов воздействия человека на природу»

 

70

Контрольная работа № 9

Единое географическое

Тестирование

( за курс 7 класса)

Урок контроля знаний и умений

 

 

 

Используемый УМК:

  1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2010.

      2.  Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

      3. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.

 

 

            Учебник:  Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. –

 М.: Дрофа,  2010.

 

Используемый УМК:

1.      Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа,2008.

2.      Сборник заданий и упражнений по географии. 7 класс. К учебнику В.А Коринской и др.-М.: Издательство «Экзамен», 2010.

 

Дополнительная литература:

1. И.В. Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2001. 2. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000. 3. Т.Н. Воробцова. География 7 класс (поурочные планы). Волгоград: Учитель-Аст, 2008. 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"