Пояснительная записка
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии . Авторы программы И.И. Баринова. Данная программа опубликована в учебном издании «Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы». Составитель В.В.Курчина— М.:Дрофа, 2011г.
Количество часов: по программе за год — 70 часов
по учебному плану — 70 часов , 2 часа в неделю
Практическая часть: за год
контрольных работ – 7,
практических работ- 12 ,
Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
· Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2009г;
· Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2011г.
· Рабочая тетрадь И.И. Баринова « География России. Природа .» К учебнику И.И. Бариновой « География России. Природа». М.:Дрофа,2011г.
Дополнительная литература:
· И.И.Баринова. Поурочные разработки по географии России . К учебнику И.И. Бариновой « География России . Природа . 8класс», М.: Экзамен ,2008г.
· Е.А Жижина, Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. К учебнику И.И.Бариновой География России. Природа.8 класс. М.: Вако, 2008г.
· И.В.Новоженин. Физическая география России. 8 класс. Тесты. М.: Владос, 2008г.
Интернет – ресурсы:
· http: //www.gao.spb.ru/russian
· http: //www.fmm.ru
· http: //www.mchs.gov.ru
· http: //www.national-geographic.ru
· http: //www.nature.com
· http: //www.ocean.ru
· http: //www.pogoda.ru
· http: //www.sgm.ru/rus
· http: //www.unknowplanet.ru |
· http: //www.weather.com
Учебник для 8 класса входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год под номером № 942, согласно приложению №1 к приказу Минобрнауки России № 2885 от 27 декабря 2011 года. (http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html)
Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих основных целей:
· Формирование целостного представления об особенностях природы. Населения и хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуры своей страны и населяющих ее народов. Выработка умений и навыков социальной адаптации и ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
· Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности.
· Сформировать представление о России как о целостном географическом регионе и как о субъекте мирового (глобального) пространства.
· Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации.
· Создать образ родного края. Научить сравнивать его с другими регионами России.
Данная программа и реализующий её учебник отражают традиционный подход к изучению географии России, предусматривающий раздельное изучение природы и хозяйства. Данный курс занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Программа и учебник данного автора позволяют реализовать основные задачи курса: формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и её регионов.
Настоящая учебная программа учитывает направленность (специфику, особенности) класса, в котором будет осуществляться учебный процесс (свободно описать особенности данного класса: возрастные, уровень подготовки по предмету и т.д.)
Содержание обучения
Введение.(6 часов)
Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.
Географическое положение России
Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.
Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.
Практические работы:
1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
История заселения и исследования территории России
Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.
Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России. (25 часов)
Рельеф, геологическое строение и ПИ России. (5 часов)
Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.
Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.
Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.
Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Практическая работа:
1. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Климат и климатические ресурсы России.(6 часов)
Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).
Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.
Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.
Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.
Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.
А.И. Воейков - основоположник климатологии.
Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.
Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.
Сумма активных температур.
Практические работа:
1. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Внутренние воды и водные ресурсы России(4 часов)
Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.
Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.
Болота, их виды и размещение по территории России.
Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России.
Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.
Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.
Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.
Практические работа:
1. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Почва и почвенные ресурсы России( 4 часа)
Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.
Практическая работа:
1. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Растительный, животный мир и биологические ресурсы России( 3 часа)
Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.
Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.
Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.
Практическая работа:
1. Составление прогноза изменений растительного и животного мира ХМАО и отдельных регионов России, при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Раздел II. Природные комплексы России( 36 час)
Природно-территориальный комплекс.(6 часов)
Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга. Карта природных зон России.
Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.
Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.
Практические работа:
1. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.
2. «Сравнительная характеристика Кавказских и Уральских гор»
3. «Особенности природы юга Западной Сибири на примере Новосибирской области».
4. «Оценка природных ресурсов Восточной Сибири, освоенности территории»
5. «Современное стратегическое значение Дальнего Востока для Российской Федерации» (работа с различными источниками)
Раздел III. Человек и природа. ( 8 часов )
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.
Практические работа:
1. «Составление долгосрочных и краткосрочных прогнозов по состоянию нефтегазоносных районов Западной Сибири» (работа с различными источниками).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
· основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
· географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
· различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
· специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
· природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
· выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
· находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
· приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
· составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
· определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
· применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Календарно – тематическое планирование по географии 8 класс
География России ( по учебнику И.И.Бариновой)
№
Урока
|
Раздел. Тема урока |
Вид урока
|
Практическая часть |
Планируемые
сроки
|
I. ВВЕДЕНИЕ |
1 |
Что изучает физическая
география России?
Роль географической
науки в решении
практических задач
страны |
Вводный урок |
u Работа с учебной литературой
«Изучение источников географической
информации» |
|
2 |
Географическое
положение России |
Изучение нового материала |
|
|
3 |
Моря, омывающие
территорию России. |
Практикум |
Практическая работа №1
«Характеристика ГП России.
Сравнение ГП России с ГП других стран» |
|
4 |
Россия на карте часовых
поясов. |
Комбинированный
урок |
u Работа в тетради «Запись определений по теме «Часовые пояса»
|
|
5 |
Зимнее и летнее время.
Плюсы и минусы использования
декретного времени на примере
жизнедеятельности
жителей пос. Ленинский. |
Практикум |
Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России».
|
|
6 |
История освоения и
заселения территории
России. Освоение
Сибири, создание
Новосибирской области. |
Комбинированный
урок |
u Работа с контурной картой
«Нанесение основных направлений освоения и
заселения России. Освоение Сибири, создание Н
Новосибирской области»
|
|
II. РЕЛЬЕФ. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ |
7 |
Главные особенности
рельефа России.
Тектоническая карта. |
Изучение нового материала |
u Работа с контурной картой
«Нанесение на контурную карту рельефа России»
|
|
8 |
Геологическое
летосчисление.
Геологическая карта
России. |
Практикум |
Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий» |
|
9 |
Минеральные ресурсы
России. Полезные
ископаемые
Новосибирской области |
Комбинированный
урок |
u Работа с контурной картой
«Нанесение на контурную карту месторождений полезных ископаемых» |
|
10 |
Развитие форм рельефа.
Изменении рельефа под
Воздействием
антропогенных факторов
на примере
Новосибирской области |
Изучение нового материала |
u Работа в тетради «Построение схем
«Антропогенное воздействие на рельеф
(литосферу)» |
|
11 |
Контрольная работа
№1
«Геологическое
строение, рельеф и минеральные ресурсы». |
Урок контроля
знаний и умений |
|
|
III. КЛИМАТ РОССИИ |
12 |
Факторы, определяющие особенности климата
России. |
Изучение нового материала |
u Работа в тетради «Построение таблицы «Виды солнечной радиации»
|
|
13 |
Закономерности
циркуляции воздушных
масс, влияние на климат и погоду. Синоптическая
карта. |
Комбинированный
урок |
u Художественно-графическая работа
«Построение схемы циркуляции атмосферы (циклоны и антициклоны), составление
простейшей синоптической карты. |
|
14 |
Закономерности
Распределения основных элементов климата на территории России. Особенности
формирования климата Новосибирской области. |
Практикум |
Практическая работа № 4 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды» |
|
15 |
Типы климатов России - разнообразие условий
жизни. |
Комбинированный
урок |
u Работа с контурной картой «Выделение в
контурной карте России климатических
поясов»
|
|
16 |
Климат и жизнь.
Неблагоприятные климатические влияния.
Агроклиматические
условия
Новосибирской области. |
Комбинированный
урок |
u Работа в тетради «Выполнение таблицы
агроклиматические условия Новосибирской
области» |
|
17 |
Контрольная работа
№2 «Климат и
агроклиматические
ресурсы». |
Урок контроля
знаний и умений |
|
|
IV. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ |
18 |
Реки России, их
разнообразие, значение
в истории освоения,
заселения, хозяйственной
деятельности.
Стихийные явления |
Изучение нового материала |
u Работа с контурной картой
«Нанесение в контурную карту России рек» |
|
19 |
Озера, болота,
подземные воды.
Многолетняя мерзлота,
ледники. |
Комбинированный
урок |
u Работа в тетради «Составление
характеристики одной из рек России
(по выбору)» |
|
20 |
Водные ресурсы.
Загрязнение
поверхностных вод.
Пути решения
экологических проблем.
Водные ресурсы
Новосибирской области. |
Практикум |
Практическая работа № 5 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования» |
|
21 |
Контрольная работа
№3
«Внутренние воды и
водные ресурсы». |
Урок контроля
знаний и умений |
|
|
V. ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ |
22 |
Почвы. Образование почв и
их разнообразие.
Закономерности
размещения |
Изучение нового материала |
u Художественно-графическая работа
«Построение схемы этапов образования
почв»
|
|
23 |
Почвенные ресурсы
России. Пути
сохранения плодородия.
Почвы Новосибирской
области. |
Комбинированный
урок |
u Работа с контурной картой «Нанесение в
контурную карту России почв» |
|
24 |
Использование и сохранение
Почв. Проблемы
рационального
использования почв в Новосибирской области. |
Практикум |
Практическая работа № 6 «Выявление условий почвообразования основных типов почв
(количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности».
|
|
VI. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР |
25 |
Своеобразие животного
и растительного мира
России. Биологические
ресурсы. Проблемы
охраны и восстановления растительного и
животного мира. |
Изучение нового материала |
u Работа в тетради
«Написание статьи на тему: «Проблемы охраны и восстановления растительного и животного
мира»
|
|
26 |
Биологические ресурсы Новосибирской области. |
Практикум |
Практическая работа № 7
«Составление прогноза изменений растительного и животного мира НСО и отдельных регионов России, при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»
(на примере Ягоднинского бора)
|
|
27 |
Контрольная работа № 4
«Растительный и животный мир России» |
Урок контроля
знаний и умений |
|
|
VII. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ |
28 |
Природное
районирование |
Изучение нового материала |
u Работа с контурной картой
«Нанесение на карту крупных природно-территориальных комплексов России»
|
|
29 |
Моря как крупные ПК |
Комбинированный
урок |
u Работа в тетради «Описание моря (по выбору)
как ПК» |
|
30 |
Природные зоны России
Зона арктических
пустынь, тундра.
Изменение природных
зон во времени.
Экологические
проблемы. |
Комбинированный
урок |
u Работа с контурной картой «Нанесение в
контурную карту природных зон»
|
|
31 |
Лесные зоны России. Леса
Новосибирской области.
Устойчивость и
изменчивость
природных зон.
Влияние природных
зон на жизнь человека. |
Комбинированный
урок |
u Работа в тетради «Влияние географического положения на природу, жизнь людей и
хозяйство».
|
|
32 |
Зоны степей,
полупустынь и пустынь.
Современные
ландшафты.
Высотная поясность.
|
Комбинированный
урок |
|
|
33 |
Природные зоны и
уникальные природные комплексы
России и Новосибирской
области. |
Практикум |
Практическая работа № 8
«Оценка природных условий и ресурсов
природной зоны (по выбору) на основе
анализа общегеографических и тематических
карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека»
|
|
34 |
Контрольная работа
№4
«Природные комплексы
России» |
Урок контроля
знаний и умений |
|
|
35 |
Русская (Восточно –
Европейская равнина)
равнина.
Особенности
географического
положения, размеры
территории, границы. |
Изучение нового материала |
u Работа с контурной картой
«Комплексная работа с контурной картой Русской равнины »
|
|
36 |
Природные комплексы
Русской равнины. |
Комбинированный
урок |
u Работа в тетради
«Оценить природные ресурсы и природные условия с точки зрения труда и быта, влияние на обычаи и
традиции людей» |
|
37 |
Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины» |
Комбинированный
урок |
u Работа в тетради
«Влияние хозяйственной деятельности человека на ПК и рациональное использование природных ресурсов».
|
|
38 |
Северный Кавказ – самые
высокие горы России.
|
Комбинированный
урок |
u Работа с контурной картой
«Нанесение географических границ Северного Кавказа в контурной карте »
|
|
|
Природные комплексы
Северного Кавказа |
Урок – лекция |
u Работа в тетради
«Описание одного из природных комплексов Северного Кавказа по плану (на выбор)» |
|
39 |
Урал.
|
Комбинированный
урок |
u Работа с контурной картой
«Нанесение географических границ
Уральских гор в контурной карте»
|
|
40 |
Своеобразие природы Урала. |
Комбинированный
урок |
u Работа в тетради «Описание одного из
природных комплексов Уральских гор по
плану (на выбор)» |
|
41 |
Горы России. |
Практикум |
Практическая работа № 9
«Сравнительная характеристика Кавказских и Уральских гор» |
|
42 |
Западно – Сибирская
Равнина: особенности
природы. |
Изучение нового материала |
u Работа с контурной картой
«Нанесение географических границ Западно – Сибирской равнины» |
|
43 |
Природные ресурсы
Западной Сибири,
проблемы
рационального
использования.
Экологические
Проблемы. |
Комбинированный
урок |
u Работа с учебной литературой
«Анализ запасов природных ресурсов Западной
Сибири и их рациональное использование»
|
|
44 |
Новосибирская область.
Физико – географическое положение. Рельеф и геологическое строение . |
Изучение нового материала |
u Работа с контурной картой «Комплексное заполнение контурной карты Новосибирской области» |
|
45 |
Новосибирская область.
Климат области.
Деление территории по
климатическим
особенностям. |
Комбинированный
урок |
u Работа в тетради
«Анализ статистических синоптических показателей по Новосибирской области. Вывод» |
|
46 |
Новосибирская область.
Внутренние воды области. |
Комбинированный
урок |
u Работа в тетради
«Характеристика реки и озера Новосибирской области (по выбору) |
|
47 |
Новосибирская область.
Животный и
растительный мир. |
Комбинированный
урок |
u Работа в тетради
«Описание заповедников и охраняемых территорий Новосибирской области по различным источникам» |
|
48 |
Новосибирская область.
Население, быт и
культура. |
Урок –
конференция |
u Выступление учащихся с докладами на тему:
«Население, быт и культура в Новосибирской области»
|
|
49 |
Город Новосибирск –
столица Сибири. |
Урок – экскурсия |
u Выезд в город Новосибирск «Красный
проспект – главная улица Сибирской столицы» |
|
50 |
Новосибирская область: ее
природные и
хозяйственные
особенности, значение в Западной Сибири. |
Практикум |
Практическая работа № 10 «Особенности
природы юга Западной Сибири на примере Новосибирской области» |
|
51 |
Восточная Сибирь |
Комбинированный
урок |
u Работа с контурной картой
«Нанесение географических границ
Восточной Сибири» |
|
52 |
Природные районы
Восточной Сибири. |
Комбинированный
урок |
u Работа в тетради и контурной карте
«Составление характеристик природных
районов Восточной Сибири, выделение их
в контурной карте»
|
|
53 |
Озеро Байкал – жемчужина Сибири.
|
Урок – лекция |
u Работа с учебной литературой
«Составление статьи (заметки) на тему «Байкал – чудо и гордость России» |
|
54 |
Горы Южной Сибири.
|
Комбинированный
урок |
u Работа с контурной картой
«Нанесение географических границ
гор южной Сибири» |
|
55 |
Природные ресурсы
Восточной Сибири и
проблемы их освоения. |
Практикум |
Практическая работа № 11 «Оценка природных ресурсов Восточной Сибири, освоенности территории» |
|
56 |
Контрольная работа № 5 «Крупнейшие природные
районы Сибири» |
Урок контроля
знаний и умений |
|
|
57 |
Дальний Восток – край
контрастов. |
Изучение нового материала |
u Работа с контурной картой
«Нанесение географических границ Дальнего Востока» |
|
58 |
Природные комплексы
Дальнего Востока.
Природные уникумы. |
Комбинированный
урок |
u Работа с учебной литературой
«Анализ природных условий и причин формирования природных особенностей Дальнего Востока» Работа с учебной литературой
«Подготовка докладов (выступлений) по теме «Природные уникумы Дальнего Востока» |
|
59 |
Камчатка, Сахалин,
Курильские острова
. |
Урок –
конференция |
u Выступление учащихся с докладами
на тему:
«Природные уникумы Дальнего Востока»
|
|
60 |
Природные ресурсы
Дальнего Востока. |
Комбинированный
урок |
u Художественно-графическая работа
«Построение схемы – таблицы использования природных ресурсов Дальнего Востока и их
вывоза вне территории»
|
|
61 |
Дальний восток – восточные ворота России. |
Практикум |
Практическая работа № 12 «Современное стратегическое значение Дальнего Востока для Российской Федерации»
(работа с различными источниками) |
|
62 |
Контрольная работа
№ 6
«Дальний Восток России». |
Урок контроля
знаний и умений |
|
|
VIII. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК |
63 |
Влияние природных
условий на жизнь и
здоровье человека. |
Изучение нового материала |
u Работа с учебной и дополнительной
литературой «Анализ природных условий и
их влияние на жизнедеятельность человека»
|
|
64 |
Стихийные природные
явления. |
Видео – урок |
u Просмотр видеоматериала
«Стихийные природные явления их опасность и
предотвращения негативных последствий»
|
|
65 |
Антропогенное
воздействие
На природу. |
Комбинированный
урок |
u Художественно-графическая работа
«Построение схемы – таблицы общественных потребностей человека.
Анализ антропогенного воздействия на природу»
|
|
66 |
Рациональное природопользование. |
Практикум . |
Практическая работа № 12
«Составление долгосрочных и
краткосрочных прогнозов по состоянию нефтегазоносных районов Западной
Сибири»»
(работа с различными источниками) |
|
67 |
Экологическая ситуация в
России. |
Урок –
Конференция |
u Выступление учащихся с докладами на тему:
«Экологические проблемы России и пути их решения»
|
|
68 |
Экологическая ситуация в
Новосибирской области. |
Урок –
Конференция |
u Выступление учащихся с докладами на тему: «Экологические проблемы Новосибирской
области и пути их решения»
|
|
69 |
Изменения природных
объектов связанные с
негативной экологической ситуацией
(на примере оз. Новое в
пос. Ленинский
Новосибирской области) |
Урок – экскурсия |
u Экскурсия на озеро Новое пос.
Ленинский «Изучение изменений озера Новое пос. Ленинский связанное с влиянием выбросов в воду отходов шлакоблочного
завода»
|
|
70 |
Контрольная работа № 7
Единое географическое тестирование
( за курс 8 класса) |
Урок контроля
знаний и умений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|