Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
География. 9 класс

 

География. 9 класс

 

                                                                                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

·                   стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

·                   примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Количество часов

                                в неделю: 2 часа

                                в год: 68 часов

Учебники: А.И. Алексеев и др. «География России: хозяйство и географические районы» (издательство «Дрофа»)

Методическая литература: универсальные поурочные разработки по географии России 9 класс ( составитель Е.А. Жижина, издательство «ВАКО» Москва 2006 г.)

 

Изучение географии  направлено на достижение следующих целей:

·                освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

·                овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

·                развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

·                воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

·                применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 

 

Ожидаемый результат:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

·                основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

·                географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

·                географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

·                специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

·                природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

·                выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

·                находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

·                приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

·                составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

·                определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

·                применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

·                учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

·                наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

·                решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

·                проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

№ урока

 Раздел.  Тема урока

Вид урока

Практическая  работа

Планируемые сроки

I. ВВЕДЕНИЕ

1.

Введение

Вводный урок

u  Работа с учебником «Общий обзор – знакомство с курсом географии России в 9 классе»

II. МЕСТО РОССИИ В МИРЕ

2

Место России в мире. Политико – административное устройство России.

Изучение нового материал

u  Работа с учебной и дополнительной литературой. Работа с картами. «Изучение политико – административного устройства России. Нанесение на контурную карту субъектов РФ»

3

Географическое положение России. ЭГП и транспортно – географическое положение.

Комбинированный урок

u  Работа с картой «Определение особенностей ЭГП России»

4

Транспортно – географическое и эколого - географическое и геополитическое положение страны.

Семинар

u  Работа в тетради «Анализ транспортно – географического, эколого – географического и геополитического положения РФ. Вывод.

5

Государственная территория России.

Практикум

Практическая работа № 1 «Использование и освоение природных богатств страны на примере Севера России. Анализ и вывод»

III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6

Население России: исторические особенности заселения. Заселение Сибири.

Комбинированный урок

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой «Изучение исторических материалов по заселению России. Заселение Сибири.

7

Численность и естественный прирост населения. Естественный прирост населения в Новосибирской области. Проблемы и пути решения.

Комбинированный урок

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой «Изучение численности населения РФ, факторы влияющие на естественный прирост.

            Естественный прирост населения в Новосибирской

            области. Проблемы и пути решения.

8

РФ – многонациональное государство. Население Новосибирской области.

Комбинированный урок

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой «Национальный и религиозный состав РФ. Население Новосибирской области.

9

Миграции населения. Расселение население. Плотность населения Новосибирской области.

Семинар

u  Работа с картой. Работа в тетради  «Анализ миграций и их причин. Причины влияющие на плотность населения РФ. Плотность населения в Новосибирской области. Вывод»

10

Городское и сельское население. Города Новосибирской области.

Практикум

Практическая работа № 2  «Изучение доли городского населения в субъектах РФ (по выбору), Новосибирской области. Составление диаграмм»

11

Рынок труда.  Занятость населения России. Проблемы трудовых ресурсов Новосибирской области.

Семинар

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой «Изучение основных терминов «Трудовые ресурсы», «Активное и пассивное население», «рынок труда», «дефицит работников», «безработица»  факторы влияющие на данные показатели. Проблемы трудовых ресурсов Новосибирской области.

12

Контрольная работа № 1 «Население России»

Урок контроля знаний и умений

IV. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

13

География основных типов экономики на территории России.

Урок – лекция

u  Работа в тетрадях «Знакомство с историей развития и этапами формирования  экономики России. Основные типы экономики страны»

14

Структура экономики России

Комбинированный урок

u  Художественно – графическая работа в тетрадях «Построение схемы структуры экономики РФ»

15

Проблемы ресурсной основы экономики России.

Практикум

Практическая работа № 3 «Плюсы и минусы ресурсной экономики. Статистические показатели. Вектор развития экономики России на долгосрочную перспективу»

16

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития. Вступление в ВТО.

Семинар

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой «Анализ экономических показателей РФ. Перспективы развития. Вступление в ВТО»

17

Контрольная работа № 2 «Экономика Российской Федерации»

Урок контроля знаний и умений

V.  ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

18

Научный комплекс – вершина экономики России. Новосибирские научные центры.

Комбинированный урок

u  Работа в тетрадях, работа с картой и статистическим материалом «Сравнение наукоемкого производства страны с другими отраслями. Изменения связанные с внедрением достижений науки в производство. Наука Новосибирска. Вывод»

19

Машиностроительный комплекс. Роль. Значение и проблемы развития машиностроения. Машиностроение Новосибирской области.

Семинар

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой «Изучение состава и взаимосвязей МК.  Машиностроение Новосибирской области. Вывод»

20

Факторы размещения машиностроения.

Комбинированный урок

u  Художественно – графическая работа в тетрадях «Построение схемы – таблицы «Факторы размещения МК»

21

География машиностроения

Практикум

Практическая работа № 4   «Машиностроение России. Роль МК и проблемы развития»

22

Военно – промышленный комплекс. Военно – промышленные предприятия Новосибирска.

Семинар

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой «Значение ВПК России.  Конверсия. Проблемы конверсии.  Военно – промышленные предприятия Новосибирска»

 

23

ТЭК. Роль, значение и проблемы ТЭК.

Урок изучения нового материала.

u  Художественно – графическая работа в тетрадях «Построение схемы структуры ТЭК  РФ»

24

Топливная промышленность. Общая характеристика.

Комбинированный урок

u  Работа с контурной картой «Нанесение основных месторождений нефти, газа и угля РФ.  Пути их транспортировки»

25

Угольная и газовая промышленность.

Семинар

u  Работа в тетради «Анализ статистических данных по объемам добычи угля и газа. Вывод»

26

Энергетика страны. Энергетика в Новосибирской области. Проблемы и перспективы развития.

Практикум

Практическая работа № 5 «Виды производства электроэнергии в России. Анализ объемов производства. Вывод»

27

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Семинар

u  Работа в тетради «Состав комплекса, производящего конструкционные материалы и химические вещества. Особенности комплекса»

28

Металлургический комплекс.

Комбинированный урок

u  Работа с контурной картой «Нанесение основных месторождений черных и цветных металлов  РФ.  Главные металлургические базы страны»

29

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.  Черная металлургия. Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина

Семинар

u  Работа в тетради «Изучение главных факторов металлургического комплекса. Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина »

30

Цветная металлургия. Новосибирский оловокомбинат.

Семинар

u  Работа в тетради «Изучение  видов цветных металлов. Технологии производства.  География цветной металлургии»

31

Контрольная работа № 3 «Металлургический комплекс России»

Урок контроля знаний и умений

32

Химико – лесной комплекс.  Химическая промышленность. Факторы размещения предприятий химической промышленности

Семинар

u  Работа в тетради и контурной карте. «Составление схемы «Состав химической промышленности», работа с таблицей «Факторы размещения предприятий химической промышленности. Нанесение в контурную карту основных регионов химической промышленности на территории РФ»

33

Химическая промышленность и экологическая безопасность. Новосибирский завод химических концентратов.

Практикум

Практическая работа № 6  «Анализ статистических показателей загрязнения окружающей среды предприятиями химической промышленности. Построение схемы зоны возможного поражения при ЧП на НЗХК.  Вывод»

34

Лесная промышленность. «Лес – главное богатство Сибири. Лесное хозяйство Новосибирской области.

Комбинированный урок

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой «Анализ обеспеченности лесными ресурсами страны.  Изучение структуры лесопромышленного комплекса на примере Братского комбината. Лесная промышленность в Новосибирской области»

35

Агропромышленный комплекс РФ. Состав и значение АПК.

Семинар

u  Художественно – графическая работа в тетрадях «Построение схемы структуры АПК  РФ и ее изучение»

36

Земледелие и животноводство.  Сельское хозяйство Новосибирской области.

Практикум

Практическая работа № 7 «Нанесение  в контурную карту главных сельскохозяйственных регионов страны. Изучение производственной специализации сельского хозяйства. Оценка объемов и качества производства продукции сельского хозяйства НСО»

37

Пищевая и легкая промышленность России.

Комбинированный урок

u  Художественно – графическая работа в тетрадях «Построение схемы структуры пищевой и легкой промышленности   РФ и ее изучение»

38

Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. Транспортная система Новосибирской области.

Семинар

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой  « Изучение структуры инфраструктурного  комплекса. Транспортная система   Новосибирской области»

39

Виды транспорта.

Практикум

Практическая работа № 8 «Плюсы и минусы различных видов транспорта страны. Проблемы и перспективы развития транспортной системы в стране. География транспорта»

40

Контрольная работа № 4 «Транспортный комплекс РФ»

Урок контроля знаний и умений

u  Тестирование

41

Связь. Сфера обслуживания.

Семинар

u  Художественно – графическая работа в тетрадях «Построение схемы структуры связи и сферы услуг   РФ и ее изучение»

42

Связь и сфера обслуживания  в Новосибирской области.

Семинар

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой «Анализ системы связи и сферы обслуживания в Новосибирской области.  Проблемы и перспективы развития»

VI. РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ

43

Районирование России.

Урок изучения нового материала.

u  Работа в контурной карте «Нанесение в контурную карту макрорайонов, мезорайонов и микрорайонов страны. Изучение территориальной и административной структуры РФ»

44

Западный макрорегион – европейская Россия. Общая характеристика.

Семинар

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой «Анализ территориальной структуры и населения европейской части страны». 

·         Опережающие задания учащимся для подготовки выступлений на тему «Москва и Московский столичный регион»

45

Центральная Россия. Состав исторические изменения географического положения. Население и главные черты хозяйства.  Общие проблемы.

Практикум 

Практическая работа № 9  «Место Центральной России в экономики страны. Анализ объемных экономических показателей Центрального района. Проблемы и перспективы  развития»

46

Москва и московский столичный регион.

Урок – конференция

u  Выступления учащихся с докладами на тему: «Москва и Московский столичный регион»

47

Субъекты РФ Центрального района страны.

Комбинированный урок

u  Работа с географическими картами «Нанесение в контурную карту центров и границ областей Центральной России»

48

Контрольная работа № 5 Географические  особенности  областей Центрального района.

Урок контроля знаний и умений

49

Волго – Вятский район. Центрально - Черноземный район.

Семинар

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой «Сравнительный анализ Волго-Вятского и Центрально-Черноземного районов.  Проблемы и перспективы развития»

50

Северо – Западный район. Санкт – Петербург.

Комбинированный урок

u  Работа в контурной карте и рабочей тетради «Выделение границ и важных социально – экономических объектов района. Северная столица России – Санкт – Петербург»

51

Свободная экономическая зона «Янтарь» проблемы и перспективы развития.

Урок - лекция

52

Европейский север. Географическое положении, природные условия и ресурсы.

Семинар

u  Работа с географическими картами.  Работа в тетрадях.  «Нанесение в контурную карту центров и границ субъектов РФ Европейского севра. Оценка природных условий и ресурсов района»

53

Население Европейского севера.

Урок - лекция

u  Показ фотографий «Путешествие по Карелии»

54

Хозяйство Европейского севера

Практикум

Практическая работа № 10 «Изучение структуры и анализ сравнительных объемных экономических показателей района. Вывод»

55

Европейский юг – Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население.

Семинар

u  Работа в контурной карте и рабочей тетради «Выделение границ и важных социально – экономических объектов Северного Кавказа. Анализ национально – религиозного состава Северного Кавказа.  Проблемы»

56

Хозяйство Европейского юга.

Комбинированный урок

 

u  Работа с географическими картами.  Работа в тетрадях.  «Нанесение в контурную карту основной производимой сельскохозяйственной продукции»

57

Поволжье. Географическое положение, природные ресурсы и условия. Население.

Практикум

Практическая работа № 11  «Изучение структуры и анализ сравнительных объемных экономических показателей района.  значение Поволжского экономического района. экологические проблемы. Население. Города. Вывод»

58

Хозяйство Поволжья.

Семинар

u  Художественно-графическая работа «Анализ объемных показателей промышленности Поволжья.  Изучение   главных отраслей региона (автомобилестроение, химическая промышленность и сельское хозяйство)  Проблемы и перспективы развития. Вывод»

59

Контрольная работа № 6 «Хозяйство юга России»

Урок контроля знаний и умений

60

Урал.  Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население.

Семинар

u  Работа в контурной карте и рабочей тетради «Выделение границ и важных социально – экономических объектов Урала.  Самобытность и культура населения Урала»

61

Хозяйство Урала

Семинар

u  Работа с географическими картами.  Работа в тетрадях.  «Анализ объемных показателей и  значения промышленности Урала. Проблемы и перспективы развития региона»

62

Восточный макрорегион – азиатская Россия. Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

Урок – лекция.

u  Работа с географическими картами.  Работа в тетрадях.  «Анализ и конспектирование общих данных восточного региона страны. Самостоятельный вывод.  Запись вывода в рабочую тетрадь»

63

Западная Сибирь.

Семинар

u  Работа в контурной карте и рабочей тетради «Выделение границ и важных социально – экономических объектов Западно-сибирского региона. Общий анализ обеспеченности ПР, ПИ, развитие экономики.  Проблемы и пути развития »

64

Новосибирская область.  Историческая справка, развитие экономики, проблемы и перспективы.

Урок – лекция.

u  Работа в тетради с учебной и дополнительной литературой «Анализ объемный показателей и других статистических данных.  Проблемы и перспективы развития Новосибирской области»

65

Восточная Сибирь. Экономика. Население.

Семинар

u  Работа в контурной карте и рабочей тетради «Выделение границ и важных социально – экономических объектов Восточной Сибири. Общий анализ обеспеченности ПР, ПИ, развитие экономики.  Проблемы и пути развития »

66

Сибирский экономический регион

Практикум

Практическая работа № 12 «Сравнительный анализ Восточной и Западной Сибири»

67

Дальний Восток

Урок – лекция

u  Просмотр видеоматериала «Хозяйство Дальнего Востока»

68

Контрольная работа № 7

«Азиатская Россия.  Сравнительная характеристика»

Урок контроля знаний и умений

VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ

69

Контрольная работа № 8

Единое географическое

тестирование

 ( за курс 9 класса)

Урок контроля знаний и умений

u  Работа с тестом

70

Обобщающий заключительный урок

Урок – экскурсия

u  Экскурсия в СХА «Сады Сибири»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

 

        АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД  ИЗДАНИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

1

А.И.Алексеев, В.А.Низовцев и др.

География России. Хозяйство и географические районы. Книга вторая.

2002

Москва

Дрофа.

2

 

География России: в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: атлас

2011

М. : ДИК, Дрофа

3

 

География России : в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл. : контурные кар­ты

2011

М.: ДИК, Дрофа

4

Е.А.Жижина

Поурочные разработки по географии Хозяйство и географические районы. 9 класс

2005

Москва

ВАКО

5

Н. П. Петрушина

География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Реко­мендации к планированию уроков по учебнику под ред. А. И. Алексеева «География России. Хо­зяйство и географические районы»: методическое пособие

2009

Дрофа

 

                           ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

        АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДА

НИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

1.

Е.А. Данилова

География Схемы и таблицы.

2006

Тригон

СПб

2

Т.С. Майоров

География. Справочник школьника.

1996

Москва

Ключ-С

3

А. Наумов

Задачи по географии

1993

Москва

Мирос

4

С.В. Кульневич

Не совсем обычный урок.

2001

Ростов-Н-Дону

Учитель

5

Пармузин Ю.П. Карпов Г.В.

Словарь по физической географии

1994

Просвещение

6

Максаковский В.П.

География. Справочные материалы

1995

Просвещение

7

Понурова Г.А. Душина И.В.

Методика преподавания географии

1996

Московский лицей

8

Е.В. Баранчиков

Тесты по географии: 9 класс: в 2 частях

2007

Москва

Экзамен

9

П.М. Юрков

Географические диктанты.

1984

Москва

Просвещение

10

Низовцев В.А.

Школьные олимпиады. География. 6-10 классы

2006

М.: Айрис-пресс

11

Пятунин В.Б.

Контрольные и проверочные работы по географии

1996

Дрофа

12

Сиротин В.И.

Практические работы по географии и методика их выполнения

1997

АРКТИ

13

Баринова И. И.

География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику под ред. В. П. Дронова «География России. 8-9 кл.»

2010

М.: Дрофа

14

В. И. Сиротин

География России. Население и хозяйство: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. 9 класс

2010

М.: Дрофа, ДИК

15

В. П. Дронов

География России: Кн. 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс

2010

М.: Дрофа

16

Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова

География. 6-10 классы. Активные формы обучения : нескучные уроки, интернет-вик­торины

2011

Волгоград: Учитель

17

Маерова, Н. Ю.

Уроки географии. 8-9 классы

2009

М.: Дрофа

18

Пятунин, Б. Б.

Новые контрольные и проверочные работы по географии : 8-9 классы : ме­тод. пособие

2002

М.: Дрофа

19

Родионова, И. А.

Экономическая география России

2007

М.: Московский лицей

20

Сиротин, В. И.

География. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы

2009

М.: Дрофа

21

Труднева С.Н.

География в кроссвордах

2006

М.: Дрофа

22

Блаженов В.А.

Приемы развивающего обучения географии

2006

М.: Дрофа

23

Блаженов В.А.

Географические детективы как средство развития мышления учащихся

2007

М.: Дрофа

24

Галеева Н.Л.

Сто приемов для успеха ученика на уроках географии

2006

М.: «5 за знания»

25

Понурова Г.А. Душина И.В.

Методика преподавания географии

1996

Московский лицей

26

Сиротин В.И.

Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл.

2004

М.: Дрофа

27

 

География. Методическая газета для учителей географии, экологии и  природоведения

2009-2012, 2013

Издательский дом «1 сентября»

28

Яворовская  И.

Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды

2007

Ростов н/Д: Феникс

29

Эртель А.Б.

География. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009: учебно-методическое пособие

2009

Ростов н/Д:Легион

30

Эртель А.Б.

География. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-методическое пособие

2009

Ростов н/Д:Легион

31

Эртель А.Б.

География. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие

2008

Ростов н/Д:Легион

32

Чичерина О.В.

ГИА 2009. География: Тренировочные задания: 9 класс

2008

М.:Эксмо

33

Е.А.Жижина

Контрольно-измерительные материалы. География:9 класс

2012

М.:ВАКО

34

Барабанов В.В.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2012. Уч. пособие

2012

Москва:Интеллект-Центр

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"