Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Физика. 9 класс

 

Физика. 9 класс

 

Пояснительная записка

            Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.

                За основу взята авторская программа  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

            Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

·        освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

·        воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

            Основные задачи данной рабочей программы:

·        сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

·        научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

           

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1.     Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.-    М.: Дрофа, 2004-2008 гг.

2.     Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.

            Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов  в год, 2 часа в неделю.

Из них:

                        контрольные работы – 5 часов;

                        фронтальные лабораторные работы – 6 часов.

 

 

            При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

            Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

            Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

            Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.            

            Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

            Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

            Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

            Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

            Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки  и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

            Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать/понимать:

  смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

   смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

   смысл физических законов: Ньютона, всемир­ного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электри­ческого заряда;

 

   уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механиче­ские колебания и волны, действие магнитного по­ля на проводник с током,  электромагнит­ную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

    использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка време­ни, силы;

    представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от вре­мени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от си­лы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

    выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна­родной системы;

    приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

    решать задачи на применение изученных физических законов;

    осуществлять самостоятельный поиск информации естественно­научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графи­ков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    обеспечения безопасности в процессе использования транспорт­ных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

    оценки безопасности радиационного фона.

 

Содержание программы

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

 

1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

            Материальная точка. Система отсчета.

            Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения.

            Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

            Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии.

            Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

            Инерциальная система отсчета. Первый, вто­рой и третий законы Ньютона.

            Свободное падение. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение.

Фронтальные  лабораторные работы

1.                 Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.                 Измерение ускорения свободного падения.

 

2. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)

            Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колеба­ний.

            Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

            Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

            Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Фронтальные лабораторные работы

3.                 Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.

 

3. Электромагнитное поле (17ч)

            Однородное и неоднородное магнитное поле.

            Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

            Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

            Индукция магнитного поля. Магнитный по­ток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

            Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

            Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

            Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

            Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные  лабораторные работы

4.                 Изучение явления электромагнитной индук­ции.

 

4. Строение атома и атомного ядра (11 ч)

            Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

            Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

            Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

            Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

            Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энер­гия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

            Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

            Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные  лабораторные работы     

5.                 Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

6.                 Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков.

 

 

Тема урока

Тип урока

Практическая часть

Планируемые сроки

1

Механическое движение

Урок изучения нового мате­риала

П1,2 упражнение после пункта.

 

2

Траектория, путь и перемещение

Комби­ниро­ванный урок

П2,3 упражнение после пункта.

 

3

Прямолинейное равномерное дви­жение

Комби­ниро­ванный урок

П 4 упражнение после пункта.

 

4

Графическое представление движения

Комби­ниро­ванный урок

П 4 упражнение после пункта.

 

5

Прямолинейное равноускоренное движение

Комби­ниро­ванный урок

П5,6  упражнение после пункта.

 


 

6

Перемещение при

Комбинированный урок

 

 

 

прямолинейном

 

П7,8,  упражнение после пункта

пункта.

 

 

равноускоренном

 

 

 

 

движении

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Прямолинейное

 

 

 

 

равноускоренное

Комбинированный урок

П6,7,8  упражнение после пункта.

 

 

движение

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Прямолинейное

Урок закрепления знаний

 

 

 

равноускоренное

П6,7,8  упражнение после пункта.

 

 

движение

 

 

 

 

 

 

9

Относительность

Комбинированный урок

 

 

 

механического

П9, упражнение после пункта.

 

 

движения

 

 

 

 

 

 

10

Оценка погрешностей измерений

Урок изучения нового

материала

Решение практических задач

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Лабораторная работа 1 «Исследование равноус-

коренного движения без начальной скорости»

 

Урок практикум

 

 

Выполнение лабораторной работы

 

 

 

 

12

Тематическое оценивание по темам «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное

Равноускоренное движение»

 

 

 

Урок контроля и оценивания

знаний

 

 

 

Выполнение контрольной

 

 

 

 

 


 

13

Первый закон Ньютона

Урок изучения нового мате­риала

П10, упражнение после пункта.

 

14

Второй закон Ньютона

Урок изучения нового мате­риала

П11, упражнение после пункта.

 

15

Третий закон Ньютона

Комби­ниро­ванный урок

П12, упражнение после пункта.

 

16

Три закона Нью­тона

Урок за­крепле­ния зна­ний

П10-12, упражнение после пункта.

 

17

Свободное паде­ние. Движение тела, брошенного вертикально вверх

Комби­ниро­ванный урок

П13,14, упражнение после пункта.

 

18

Решение задач на свободное паде­ние

Урок за­крепле­ния зна­ний

П13,14, упражнение после пункта.

 

19

Закон всемирного тяготения

Комби­ниро­ванный урок

П15, упражнение после пункта.

 

20

Сила тяжести и ускорение сво­бодного падения

Комби­ниро­ванный урок

П16,17 упражнение после пункта.

 


 

21

Равномерное движение по окружности

Комбинированный урок

П18,19, упр18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Решение задач на движение по окружности

Урок закрепления знаний

Решение качественных задач

 

 

 

 

 

 

 

23

Движение искусственных спутников

Урок изучения нового

материала

П20, упражнение после пункта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Импульс. Закон сохранения импульса

Комбинированный урок

П21,22, упражнение после пункта.

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Реактивное движение

Комбинированный урок

П22,23, упражнение после пункта.

 

 

 

 

 

26

Механическое движение

Урок закрепления знаний

Подготовка к контрольной

работе

 

 

 

 

 

27

Тематическое оценивание по теме «Законы динамики»

Урок контроля

и оценивания знаний

Выполнение контрольной

работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

28

Свободные и вы­нужденные коле­бания

Урок изучения нового мате­риала

П24,25, упражнение после пункта.

 

29

Величины, харак­теризующие коле­бательное движе­ние

Комби­ниро­ванный урок

П26,27, упражнение после пункта.

 

30

Лабораторная ра­бота 2 «Изме­рение ускорения свободного паде­ния»

Урок-практи­кум

Выполнение лабораторной работы

 

31

Превращение энергии при коле­баниях

Комби­ниро­ванный урок

П28,29, упражнение после пункта.

 

32

Распространение колебаний в упру­гой среде. Волны

Урок изучения нового мате­риала

П31,32,33, упражнение после пункта.

 

33

Волны в среде

Комби­ниро­ванный урок

П33 упражнение после пункта.

 

34

Звуковые волны

Комби­ниро­ванный урок

П34 упражнение после пункта.

 

35

Высота и тембр звука. Громкость звука

Комби­ниро­ванный урок

П35,36, упражнение после пункта.

 

36

Распространение звука. Скорость звука

Комби­ниро­ванный урок

П37,38, упражнение после пункта.

 


 

37

Отражение звука. Эхо

Комби­ниро­ванный урок

П39,40, упражнение после пункта.

 

38

Механические ко­лебания и волны. Звук

Урок контроля и оцени­вания знаний

Выполнение лабораторной работы

 

39

Магнитное поле

Урок изучения нового мате­риала

П43,44, упражнение после пункта.

 

40

Графическое изо­бражение магнит­ного поля

Комби­ниро­ванный урок

П45, упражнение после пункта.

 

41

Действие магнит­ного поля на про­водник с током

Комби­ниро­ванный урок

П46, упражнение после пункта.

 

42

Индукция магнит­ного поля

Комби­ниро­ванный урок

П47, упражнение после пункта.

 

43

Решение задач

Урок за­крепле­ния зна­ний

Решение задач из сборника Рымкевича

 

44

Магнитный поток

Комби­ниро­ванный урок

П48, упражнение после пункта.

 

45

Явление электро­магнитной индук­ции

Урок изучения нового мате­риала

П49, упражнение после пункта.

 


 

46

Лабораторная работа 3 «Изу­чение явления электромагнитной индукции»

Урок-практи­кум

Выполнение лабораторной работы

 

47

Получение пере­менного электри­ческого тока

Комби­ниро­ванный урок

Беседа по теме п 50

 

48

Электромагнитное поле

Комби­ниро­ванный урок

П51, упражнение после пункта.

 

49

Электромагнит­ные волны

Урок изучения нового мате­риала

П51 упражнение после пункта.

 

50

Шкала электро­магнитных волн

Урок изучения нового мате­риала

П52, упражнение после пункта.

 

51

Электромагнитная природа света

Урок изучения нового мате­риала

П54, упр43

 

52

Электромагнитное поле

Урок контроля и оцени­вания знаний

Беседа по теме

 

53

Радиоактивность как свидетельство сложного строе­ния атома

Урок изучения нового мате­риала

П55, упражнение после пункта.

 


 

54

Строение атома. Схема опыта Резерфорда

Комби­ниро­ванный урок

П56, упражнение после пункта.

 

55

Радиоактивные превращения атомных ядер

Комби­ниро­ванный урок

П57,61,63, упражнение после пункта.

 

56

Эксперименталь­ные методы реги­страции заряжен­ных частиц

Комби­ниро­ванный урок

П58, упражнение после пункта.

 

57

Открытие протона и нейтрона

Комби­ниро­ванный урок

Беседа по теме п 62,64

 

58

Состав атомного ядра. Ядерные силы

Комби­ниро­ванный урок

Беседа по теме п64

 

59

Энергия связи. Дефект масс

Комби­ниро­ванный урок

П65, упражнение после пункта.

 

60

Энергия связи. Дефект масс

Урок за­крепле­ния зна­ний

П65, упражнение после пункта.

 

61

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

Комби­ниро­ванный урок

П66,67 упражнение после пункта.

 

62

Ядерный реактор

Комби­ниро­ванный урок

Беседа по теме. Конспект

 

63

Лабораторная работа 4

Урок-практи­кум

Выполнение лабораторной работы

 


64

Термоядерные реакции

Комбинированный урок

П72 упражнение после пункта.

 

 

 

 

 

65

Атомная энергетика

Комбинированный урок

П69. Беседа по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

66

Биологическое действие радиоактивных излучении

Комбинированный урок

П70. Беседа по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

67

Строение атома и атомного ядра

Урок контроля и оценивания знаний

Решение качественных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

68

Итоговый урок

Урок закрепления зна­ний

Решение качественных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"