Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.
За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
· воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Основные задачи данной рабочей программы:
· сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
· научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2004-2008 гг.
2. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.
Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Из них:
контрольные работы – 5 часов;
фронтальные лабораторные работы – 6 часов.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
• смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
• оценки безопасности радиационного фона.
Содержание программы
9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
2. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Фронтальные лабораторные работы
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.
3. Электромагнитное поле (17ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Строение атома и атомного ядра (11 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы
5. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
6. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Практическая часть |
Планируемые сроки |
1 |
Механическое движение |
Урок изучения нового материала |
П1,2 упражнение после пункта. |
|
2 |
Траектория, путь и перемещение |
Комбинированный урок |
П2,3 упражнение после пункта. |
|
3 |
Прямолинейное равномерное движение |
Комбинированный урок |
П 4 упражнение после пункта. |
|
4 |
Графическое представление движения |
Комбинированный урок |
П 4 упражнение после пункта. |
|
5 |
Прямолинейное равноускоренное движение |
Комбинированный урок |
П5,6 упражнение после пункта. |
|
6 |
Перемещение при |
Комбинированный урок |
|
|
|
прямолинейном |
|
П7,8, упражнение после пункта
пункта. |
|
|
равноускоренном |
|
|
|
|
движении |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Прямолинейное |
|
|
|
|
равноускоренное |
Комбинированный урок |
П6,7,8 упражнение после пункта. |
|
|
движение |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Прямолинейное |
Урок закрепления знаний |
|
|
|
равноускоренное |
П6,7,8 упражнение после пункта. |
|
|
движение |
|
|
|
|
|
|
9 |
Относительность |
Комбинированный урок |
|
|
|
механического |
П9, упражнение после пункта. |
|
|
движения |
|
|
|
|
|
|
10 |
Оценка погрешностей измерений |
Урок изучения нового
материала |
Решение практических задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Лабораторная работа №1 «Исследование равноус-
коренного движения без начальной скорости»
|
Урок практикум
|
Выполнение лабораторной работы |
|
|
|
|
12 |
Тематическое оценивание по темам «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное
Равноускоренное движение»
|
Урок контроля и оценивания
знаний |
|
|
|
Выполнение контрольной
|
|
|
|
|
13 |
Первый закон Ньютона |
Урок изучения нового материала |
П10, упражнение после пункта. |
|
14 |
Второй закон Ньютона |
Урок изучения нового материала |
П11, упражнение после пункта. |
|
15 |
Третий закон Ньютона |
Комбинированный урок |
П12, упражнение после пункта. |
|
16 |
Три закона Ньютона |
Урок закрепления знаний |
П10-12, упражнение после пункта. |
|
17 |
Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх |
Комбинированный урок |
П13,14, упражнение после пункта. |
|
18 |
Решение задач на свободное падение |
Урок закрепления знаний |
П13,14, упражнение после пункта. |
|
19 |
Закон всемирного тяготения |
Комбинированный урок |
П15, упражнение после пункта. |
|
20 |
Сила тяжести и ускорение свободного падения |
Комбинированный урок |
П16,17 упражнение после пункта. |
|
21 |
Равномерное движение по окружности |
Комбинированный урок |
П18,19, упр18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Решение задач на движение по окружности |
Урок закрепления знаний |
Решение качественных задач |
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Движение искусственных спутников |
Урок изучения нового
материала |
П20, упражнение после пункта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Импульс. Закон сохранения импульса |
Комбинированный урок |
П21,22, упражнение после пункта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Реактивное движение |
Комбинированный урок |
П22,23, упражнение после пункта. |
|
|
|
|
|
26 |
Механическое движение |
Урок закрепления знаний |
Подготовка к контрольной
работе |
|
|
|
|
|
27 |
Тематическое оценивание по теме «Законы динамики» |
Урок контроля
и оценивания знаний |
Выполнение контрольной
работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Свободные и вынужденные колебания |
Урок изучения нового материала |
П24,25, упражнение после пункта. |
|
29 |
Величины, характеризующие колебательное движение |
Комбинированный урок |
П26,27, упражнение после пункта. |
|
30 |
Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения» |
Урок-практикум |
Выполнение лабораторной работы |
|
31 |
Превращение энергии при колебаниях |
Комбинированный урок |
П28,29, упражнение после пункта. |
|
32 |
Распространение колебаний в упругой среде. Волны |
Урок изучения нового материала |
П31,32,33, упражнение после пункта. |
|
33 |
Волны в среде |
Комбинированный урок |
П33 упражнение после пункта. |
|
34 |
Звуковые волны |
Комбинированный урок |
П34 упражнение после пункта. |
|
35 |
Высота и тембр звука. Громкость звука |
Комбинированный урок |
П35,36, упражнение после пункта. |
|
36 |
Распространение звука. Скорость звука |
Комбинированный урок |
П37,38, упражнение после пункта. |
|
37 |
Отражение звука. Эхо |
Комбинированный урок |
П39,40, упражнение после пункта. |
|
38 |
Механические колебания и волны. Звук |
Урок контроля и оценивания знаний |
Выполнение лабораторной работы |
|
39 |
Магнитное поле |
Урок изучения нового материала |
П43,44, упражнение после пункта. |
|
40 |
Графическое изображение магнитного поля |
Комбинированный урок |
П45, упражнение после пункта. |
|
41 |
Действие магнитного поля на проводник с током |
Комбинированный урок |
П46, упражнение после пункта. |
|
42 |
Индукция магнитного поля |
Комбинированный урок |
П47, упражнение после пункта. |
|
43 |
Решение задач |
Урок закрепления знаний |
Решение задач из сборника Рымкевича |
|
44 |
Магнитный поток |
Комбинированный урок |
П48, упражнение после пункта. |
|
45 |
Явление электромагнитной индукции |
Урок изучения нового материала |
П49, упражнение после пункта. |
|
46 |
Лабораторная работа №3 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
Урок-практикум |
Выполнение лабораторной работы |
|
47 |
Получение переменного электрического тока |
Комбинированный урок |
Беседа по теме п 50 |
|
48 |
Электромагнитное поле |
Комбинированный урок |
П51, упражнение после пункта. |
|
49 |
Электромагнитные волны |
Урок изучения нового материала |
П51 упражнение после пункта. |
|
50 |
Шкала электромагнитных волн |
Урок изучения нового материала |
П52, упражнение после пункта. |
|
51 |
Электромагнитная природа света |
Урок изучения нового материала |
П54, упр43 |
|
52 |
Электромагнитное поле |
Урок контроля и оценивания знаний |
Беседа по теме |
|
53 |
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома |
Урок изучения нового материала |
П55, упражнение после пункта. |
|
54 |
Строение атома. Схема опыта Резерфорда |
Комбинированный урок |
П56, упражнение после пункта. |
|
55 |
Радиоактивные превращения атомных ядер |
Комбинированный урок |
П57,61,63, упражнение после пункта. |
|
56 |
Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц |
Комбинированный урок |
П58, упражнение после пункта. |
|
57 |
Открытие протона и нейтрона |
Комбинированный урок |
Беседа по теме п 62,64 |
|
58 |
Состав атомного ядра. Ядерные силы |
Комбинированный урок |
Беседа по теме п64 |
|
59 |
Энергия связи. Дефект масс |
Комбинированный урок |
П65, упражнение после пункта. |
|
60 |
Энергия связи. Дефект масс |
Урок закрепления знаний |
П65, упражнение после пункта. |
|
61 |
Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции |
Комбинированный урок |
П66,67 упражнение после пункта. |
|
62 |
Ядерный реактор |
Комбинированный урок |
Беседа по теме. Конспект |
|
63 |
Лабораторная работа №4 |
Урок-практикум |
Выполнение лабораторной работы |
|
64 |
Термоядерные реакции |
Комбинированный урок |
П72 упражнение после пункта. |
|
|
|
|
|
65 |
Атомная энергетика |
Комбинированный урок |
П69. Беседа по теме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
66 |
Биологическое действие радиоактивных излучении |
Комбинированный урок |
П70. Беседа по теме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
67 |
Строение атома и атомного ядра |
Урок контроля и оценивания знаний |
Решение качественных задач
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
68 |
Итоговый урок |
Урок закрепления знаний |
Решение качественных задач
|
|
|
|
|
|
|
|