Аннотация к рабочей программе по химии.
Рабочая программа учебного курса химии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна, 2008 г., Государственного общеобразовательного стандарта и рассчитана на: 70 часов – 8 класс, 68 часов – 9 класс , 70 часов – 10 класс, 68 часов – 11 класс.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается в 8 классе, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучать фактический материал - химию элементов и их соединений. Основное содержание курса химии 8
класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах, и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества
(типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
В курсе химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов. Затем освещены свойства отдельных важных
в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и
углеводов).
Учебный материал курса 10 класса начинается с рассмотрения теории строения органических соединений в ее классическом понимании - зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических веществ согласно их валентности. Полученные в начале курса знания учащихся закрепляются и развиваются в порядке усложнения от более простых - углеводородов до наиболее сложных - биополимеров. За счёт увеличения количества часов больше времени отведено на решение задач разных типов, поскольку навык решения расчётных задач сформирован у многих учащихся недостаточно, что вызывает затруднения при выполнении домашних заданий.
Теоретическую основу курса общей химии 11 класса составляют: современные представления о строении веществ (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах.).
|
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Количество
контрольных
работ |
5 |
4 |
4 |
4 |
Количество
практических
работ |
9 |
6 |
2 |
3 |
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
О.С.Габриелян Химия 8класс. М., Дрофа, 2012;
О.С.Габриелян Химия 9класс. М., Дрофа, 2012;
О.С.Габриелян Химия 10класс. Базовый уровень. М., Дрофа, 2011;
О.С. Габриелян Химия 11класс.Базовый уровень. М., Дрофа, 2012.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 8 КЛАСС
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.
Такое построение программы дает возможность развивать первоначально полученные знания на богатом практическом материале.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
· овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.
Место предмета в базисном учебном плане:
Примерная рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор О.С. Габриелян «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Рассчитана на 70 часа, 2 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.
Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
ВЕЩЕСТВО
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы . Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния . Кремниевая кислота. Силикаты.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
· химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
· важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
· называть: химические элементы, соединения изученных классов;
· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
· определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
· составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· безопасного обращения с веществами и материалами;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
· приготовления растворов заданной концентрации.
Результаты обучения в курсе «Неограническая химия» в 8 классе:
Требования к уровню подготовки
В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен знать:
· основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),
· Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
· Основные виды химической связи,
· Типы кристаллических решеток,
· Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,
· Типологию химических реакций по различным признакам,
· Сущность электролитической реакции,
· Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления – восстановления.
Учащиеся должны уметь:
· Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
· Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в Ом числе и в сете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между ставом вещества и его свойствами;
· Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
· Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Контроль уровня обученности:
Формы контроля
1. Текущий контроль «Атомы химических элементов».
2. Текущий контроль «Простые вещества».
3. Текущий контроль «Соединения химических элементов».
4. Текущий контроль «Изменения, происходящие с веществами».
5. Текущий контроль «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие контрольные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. Кроме этого в конце учебного года состоится смотр знаний учащихся в форме итогового устного зачета.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
В том числе: |
Практические работы |
Контрольные работы |
|
Введение |
6 |
|
|
1 |
Атомы химических элементов |
10 |
|
1 |
2 |
Простые вещества |
7 |
|
1 |
3 |
Соединения химических элементов |
14 |
3 |
1 |
4 |
Изменения, происходящие с веществами |
13 |
1 |
1 |
5 |
Скорость химических реакций. Химическое равновесие |
3 |
|
|
6 |
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. |
16 |
1 |
1 |
7 |
Портретная галерея великих химиков |
1 |
|
|
|
Всего: |
70 |
5 |
5 |
Разработан на основе программы по неорганической химии, разработанной О.С. Габриеляном, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, – М.: Дрофа, 2010 г.
Основное содержание программы:
Введение (6 часов)
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать: основные понятия химии: химия, химический элемент, химический знак, химическая формула, химическая реакция, признаки химических реакций; основные этапы развития химии как науки; вклад в развитие химии российских ученых М. В Ломоносова, Д.И. Менделеева, М. А. Бутлерова.
уметь:
- называть структуру периодической таблицы химических элементов
Д.И. Менделеева,
- определять по химическим знакам химические элементы, их русские названия.
- характеризовать химические явления
- объяснять черты химических реакций
- проводить самостоятельный расчет молекулярной массы вещества и массовой доли
по формуле.
ТЕМА 1. Атомы химических элементов (10 часов)
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать: основные сведения о строении атомов, состав атомных ядер, физический смысл таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.
уметь:
- называть формулировки периодического закона (Д.И.Менделеева и современную)
- определять валентность, строение электронных оболочек.
- характеризовать химический элемент по его положению в таблице химических элементов Д.И. Менделеева
- объяснять свойства на основе положения элемента в таблице химических элементов Д.И. Менделеева
Демонстрации моделей атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов»
ТЕМА 2 Простые вещества (7 часов)
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать: важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Неметаллы.
уметь:
- называть формулы для вычисления количества вещества
- определять способность атомов к образованию аллотропии.
- характеризовать общие физические свойства металлов.
- объяснять решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро».
Демонстрации получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые неметаллы и металлы количеством 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Контрольная работа № 2 «Количественные отношения»
ТЕМА 3. Соединения химических элементов (14 часов)
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать: степень окисления. Бинарные соединения. Основные классы неорганических соединений, их строение, состав, химические свойства и способы получения. Аморфные и кристаллические вещества.
уметь:
- называть класс неорганических соединений, тип кристаллической решетки.
- определять к какому классу неорганических соединений относится данное вещество, молекулярное и немолекулярное строение, среду реакции.
- характеризовать свойства классов неорганических соединений.
- объяснять действие закона постоянства вещества.
- проводить самостоятельный поиск признаков физических свойств веществ.
Демонстрации образцов оксидов, кислот, оснований, солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Контрольная работа № 3 «Соединения химических элементов»
ТЕМА 4 . Изменения, происходящие с веществами (13 часов)
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать: признаки химических реакций, закон сохранения массы вещества, понятие о скорости химических реакций, понятие о катализаторе, химическое равновесие.
уметь:
- называть вещество и его свойства.
- определять типы химических реакций
- характеризовать смещение химического равновесия, факторы, влияющие на скорость химической реакции, тип химической реакции.
- объяснять признаки химических реакций.
- проводить самостоятельный
Демонстрации:
1. примеры физических явлений: плавление парафина, возгонка йода, растворение перманганата калия, диффузий душистых веществ с горящей лампочки накаливания.
2. примеры химических явлений: горение магния, фосфора, взаимодействие соляной кислоты с мрамором, получение гидроксида меди, растворение полученного гидроксида в кислотах, взаимодействие оксида меди с серной кислотой при нагревании, разложение перманганата калия, взаимодействие разбавленных кислот с металлами, разложение пероксида водорода, электролиз воды.
Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами»
ТЕМА 5. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. (3 часов)
В результате изучения темы учащийся должен
Знать/понимать: понятия о скорости хим. реакций.
- Единицы измерения скорости химических реакций.
- Скорость гомогенных и гетерогенных процессов.
- Зависимость скорости от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.
- Понятия о катализе, катализаторах, ингибиторах, об обратимости
химических реакций, условия протекания необратимых реакций, о
химическом равновесии, как характеристики обратимых реакций
ТЕМА 6 . Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (16 час)
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать: основные положения теории электролитической диссоциации; признаки реакций ионного обмена; механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной связями; виды концентраций и формулы для их расчета.
уметь:
- определять реакции ионного обмена, их признаки.
- характеризовать свойства растворов электролитов; генетическую связь основных классов неорганических соединений.
- объяснять свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.
Демонстрации испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди. Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Контрольная работа № 5 «Растворение. Растворы»
ТЕМА 8. Портретная галерея великих химиков (1 часов)
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать: основные понятия и законы, теории химии и ученых их открывших.
уметь:
- называть авторов различных законов химии, даты их жизни и основные события жизнедеятельности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
· Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»
· Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечой, правила безопасной работы в химической лаборатории»
· Практическая работа № 3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»
· Практическая работа № 4 «Очистка загрязненной поваренной соли»
· Практическая работа № 5 Генетическая связь между основными классами неорганических веществ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ 8 КЛАСС
№
|
Раздел. Тема урока |
Тип урока |
Элементы обязательного образования |
Практическая часть |
Дата |
1 |
Предмет химии. Вещества. |
Вводный урок |
Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности.
Химия, вещество, тело, инертные газы, простые вещества, сложные вещества, свойства вещества. |
Д. коллекции изделий-тел из алюминия и стекла. |
|
2 |
Вещества. |
Изучение нового материала |
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые вещества – металлы и неметаллы. Сложные вещества (органические и неорганические)
Знать: определение важнейших понятий – простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула.
Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент».
|
|
|
3 |
Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни. Краткая история развития химии. |
Изучение нового материала |
Химические явления, химические реакции, физические явления, роль химии.
Алхимия, происхождение слова «химия», великие химики.
Уметь отличать химические реакции от физических явлений.
Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. |
Д. взаимодействие соляной кислоты с мрамором |
|
4 |
ПСХЭ Д.И. Менделеева. Знаки ХЭ. |
Изучение нового материала |
Химические знаки, символы, малые и большие периоды, лантаноиды, актиноиды, группа, подгруппа.
Уметь определять положение химического элемента в ПС,
называть хим.элементы;
знать знаки первых 20 хим.элементов.
|
|
|
5 |
Химические формулы. |
Изучение нового материала |
Химическая формула, индексы, коэффициенты |
|
|
6 |
Относительная атомная и молекулярная массы. Расчеты по химической формуле вещества
Массовая доля элемента в формуле вещества. Расчет массовой доли ХЭ по формуле Массовая доля элемента в формуле вещества. Расчет массовой доли ХЭ по формуле |
Изучение нового материала |
Ar, Mr, расчёт Mr по формуле вещества
Массовая доля элемента в формуле вещества. Расчет массовой доли ХЭ по формуле
Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава.
Понимать и записывать химические формулы веществ.
Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам.
Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения |
|
|
7 |
Строение атома. |
Изучение нового материала |
Планетарная модель строения атома, свободные атомы, протоны, нейтроны, электроны, массовое число, нуклоны, порядковый номер ХЭ.
Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента.
|
|
|
8 |
Изменения в составе ядер атомов ХЭ. Изотопы. |
Изучение нового материала |
Ядерные реакции, изотопы, изотопы водорода, современное определение ХЭ.
Знать определение понятия «химический элемент»
|
|
|
9 |
Строение электронных оболочек атомов. |
Изучение нового материала |
Электронная оболочка, электронные слои (ЭУ), схемы строения электронных оболочек атома, электронное облако – орбиталь, форма орбиталей.
Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПС химических элементов Д.И.Менделеева.
|
|
|
10 |
ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение атома. |
Изучение нового материала |
ХЭ – металлы, ХЭ – неметаллы, физический смысл порядкового № ХЭ, металлические свойства, неметаллические свойства, изменение свойств в периодах и группах. |
|
|
11 |
Ионная химическая связь. |
Изучение нового материала |
Химическая связь, ионы (катионы и анионы), ионная связь, схема образования хим. связи. |
|
|
12 |
Ковалентная неполярная связь. |
Изучение нового материала |
КНС, структурная и электронная формулы, кратные связи, схема образования КНС.
Знать определения «ковалентная связь», уметь составлять структурные формулы химических веществ.
Уметь определять тип химической связи в соединениях. |
|
|
13 |
Ковалентная полярная связь. |
Изучение нового материала |
КПС, ЭО, смещение электронной плотности, частичный заряд, схема образования КПС.
Уметь определять тип химической связи в соединениях. |
|
|
14 |
Образование металлических кристаллов. |
Изучение нового материала |
Металлическая ХС, обобществлённые электроны, схема образования МХС.
Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью |
|
|
15 |
Обобщение знаний по теме Атомы химических элементов |
Урок обобщения полученных знаний |
Уметь решать типовые задачи.
|
|
|
16 |
Контрольная работа №1. Атомы химических элементов |
Контроль знаний |
Уметь решать типовые задачи.
|
Контрольная работа |
|
17 |
Простые вещества – Металлы |
Изучение нового материала |
Положение Ме в ПСХЭ, общие физические свойства Ме, благородные Ме.
Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов.
|
Д. коллекция металлов |
|
18 |
Простые вещества – Неметаллы |
Изучение нового материала |
Благородные газы. Положение неМе в ПСХЭ, физические свойства неМе, аллотропия, аллотропные модификации кислорода, углерода, фосфора и олова.
Уметь характеризовать физические свойства неметаллов.
Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов.
|
Д. коллекция неметаллов |
|
19 |
Количество вещества
Молярная масса. |
Изучение нового материала |
Количества вещества, единицы измерения количества вещества
Молярная масса, число Авогадро. Массовая доля элемента в формуле вещества. Расчет массовой доли ХЭ по формуле
Знать определение понятий «моль», «молярная масса».
Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества.
|
|
|
|
|
20 |
Молярный объём газов. Плотность и относительная плотность газов. |
Изучение нового материала |
Молярный объём газов, н.у., плотность.
Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа.
|
|
|
21 |
Урок решения задач. |
Комбинированный урок |
Молярная масса, число Авогадро. Расчет массовой доли ХЭ по формуле. Молярный объём газов
Уметь решать типовые задачи. |
|
|
22 |
Обобщение знаний по теме «Количественные отношения»
|
Урок обобщения полученных знаний |
Уметь решать типовые задачи.
|
|
|
23 |
Контрольная работа №2.
«Количественные отношения»
|
Контроль знаний |
Уметь решать типовые задачи.
|
|
|
24 |
Степень окисления (СО) |
Изучение нового материала |
СО, правила определения СО, бинарные соединения, номенклатура.
уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления
называть бинарные соединения.
|
|
|
25 |
Бинарные соединения
Оксиды и водородные соединения. |
Изучение нового материала |
СО, правила определения СО, бинарные соединения, номенклатура.
Оксиды, галогениды, нитриды, и др. вода, углекислый газ, негашеная известь), гидриды, хлороводород, соляная кислота, аммиак, нашатырный спирт,
Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов,
называть его, составлять формулы оксидов.
|
Д. образцы хлоридов, сульфидов. оксидов |
|
|
26 |
Основания. |
Изучение нового материала |
Основания, КОН, NaOH, CaOH, известковая вода, едкий натр, качественная реакция на основания, индикаторы.
Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований,
называть его, составлять формулы оснований.
Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознание щелочей.
|
Д. образцы щелочей, нерастворимых оснований.
- изменение окраски индикаторов |
|
27 |
Кислоты. |
Изучение нового материала |
Кислоты, основность, кислотный остаток, классификация кислот.
Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот,
называть его, составлять формулы кислот. Знать качественную реакцию на распознание кислот.
|
Д. образцы кислот
- изменение окраски индикаторов |
|
28 |
Соли. |
Изучение нового материала |
Соли, названия солей, растворимость солей, NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2
Уметь определять принадлежность вещества к классу солей,
называть их, составлять формулы солей |
Д. образцы солей
- |
|
29 |
Кристаллические решётки. |
Изучение нового материала |
Атомная, ионная и металлическая. кристаллические решётки, закон постоянства состава вещества.
Уметь определять основные классы неорганических соединений.
|
Д. демонстрация моделей кристаллических решеток. |
|
30 |
Чистые вещества и смеси. |
Изучение нового материала |
Смеси однородные и неоднородные, компоненты смеси, способы разделения смесей. |
Д. различные образцы смесей
- способы разделения смесей |
|
31 |
Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора). |
Изучение нового материала |
Массовая доля раствора вещества, проба золота, объёмная доля, концентрация, молярная концентрация. |
Решение задач |
|
32 |
Решение расчетных задач связанные с понятием «доля» |
Семинар |
Расчеты с использованием понятия « массовая и объемная доли компонентов смеси»
Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Уметь приготовить раствор сахара и вычислить расчет его массовой доли в растворе
Уметь выполнять практическую работу
Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе
|
Решение задач |
|
33 |
Практическая работа № 1
«Приемы обращения с лабораторным оборудованием» |
Практикум |
Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, уметь их описывать.
Знать определение понятия «химическая реакция».
Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. |
|
|
34 |
Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечой, правила безопасной работы в химической лаборатории» |
Практикум |
Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, уметь их описывать.
Знать определение понятия «химическая реакция».
Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. |
|
|
35 |
Практическая работа № 3
«Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» |
Практикум |
Уметь приготовить раствор сахара и вычислить расчет его массовой доли в растворе |
|
|
36 |
Обобщение знаний по теме № 3. Соединения химических элементов. |
Урок обобщения полученных знаний |
Уметь решать типовые задачи.
|
|
|
37 |
Контрольная работа №3.
Соединения химических элементов |
Контроль знаний |
Уметь решать типовые задачи.
|
Контрольная работа |
|
38 |
Физические явления |
Изучение нового материала |
Способы разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Знать способы разделения смесей.
|
Лабораторная работа
«Сравнение скорости испарения капель воды и спирта с фильтровальной бумаги |
|
39 |
Практическая работа № 4
Очистка загрязненной поваренной соли» |
Практикум |
Уметь: Обращаться с химической посудой и оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли |
Очистить загрязненную поваренную соль |
|
40 |
Химические реакции |
Изучение нового материала |
Признаки химических реакций, условия течения химических реакций.
Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии.
|
Д. взаимодействия соляной кислоты с мрамором. |
|
41 |
Химические уравнения |
семинар |
Признаки химических реакций, условия течения химических реакций. Коэффициенты. |
|
|
42 |
Расчеты по химическим уравнениям |
Комбинированный урок |
Уметь: вычислять по химическим уравнениям массу, объем, количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества содержащего определенную долю примесей |
|
|
43 |
Расчеты по химическим уравнениям |
Урок – соревнование |
Уметь: вычислять по химическим уравнениям массу, объем, количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества содержащего определенную долю примесей |
|
|
44 |
Типы реакций. Реакция разложения. |
Комбинированный урок |
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ.
Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций,
составлять уравнения реакций данного типа,
|
|
|
45 |
Реакция соединения |
Изучение нового материала |
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ.
Уметь отличать реакции соединения от других типов реакций,
составлять уравнения реакций данного типа,
|
|
|
46 |
Реакция замещения |
Изучение нового материала |
Уметь отличать реакции замещения от других типов реакций,
составлять уравнения реакций данного типа,
|
Д. взаимодействия цинка с раствором соляной кислоты |
|
47 |
Реакция обмена |
Изучение нового материала |
Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций,
составлять уравнения реакций данного типа,
определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца |
Лабораторная работа «Взаимодействие серной кислоты и хлорида бария» |
|
48 |
Типы химических реакций на примере свойств воды |
Комбинированный урок |
Уметь составлять уравнения реакции характеризующие химические свойства воды, определять типы химических реакций
|
|
|
49 |
Повторение и обобщение по теме:
«Типы химических реакций» |
Семинар |
Уметь самостоятельно вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей |
|
|
50 |
Контрольная работа №4.
Изменения, происходящие с веществами |
Контроль знаний |
|
Контрольная работа № 4 |
|
51 |
Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры. |
Изучение нового материала |
Знать: зависимость скорости от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры. |
|
|
52 |
Катализ и катализаторы. |
Изучение нового материала |
Знать: понятия о катализе, катализаторах, ингибиторах. |
|
|
53 |
Обобщение и систематизация знаний. |
Контроль знаний |
|
|
|
54 |
Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. |
Изучение нового материала |
Истинные растворы, растворимость, гидраты, насыщенные и ненасыщенные растворы.
Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде.
Уметь пользоваться таблице растворимости.
|
Лабораторная работа «Растворимость веществ при разных температурах» |
|
55 |
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ. |
Изучение нового материала |
Электролитическая диссоциация, электролиты, неэлектролиты в зависимости от типа химической связи.
Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит»,
понимать сущность процесса электролитической диссоциации.
|
|
|
56 |
Основные положения ТЭД. |
Изучение нового материала |
Основные положения ТЭД, ионы, свойства ионов. |
|
|
57 |
Диссоциация кислот, оснований, солей. |
Изучение нового материала |
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах |
|
|
58 |
Упражнения в применении знаний |
Урок обобщения полученных знаний |
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах |
|
|
59 |
Ионные уравнения |
Изучение нового материала |
Реакции ионного обмена
Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена,
понимать их сущность.
Определять возможность протекания реакций ионного обмена.
|
Лабораторная работа «Примеры реакций идущих до конца» |
|
60 |
Кислоты в свете ТЭД. Химические свойства. |
Изучение нового материала |
Определение кислот как электролитов, их хим. свойства.
Знать классификацию и химические свойства кислот.
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде. |
Лабораторная работа «Химические свойства кислот»
(на примере соляной кислоты) |
|
61 |
Основания в свете ТЭД. Химические свойства. |
Изучение нового материала |
Определение оснований как электролитов, их хим. свойства.
Знать классификацию и химические свойства оснований.
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде |
Лабораторная работа «Реакции характерные для щелочей и нерастворимых оснований» |
|
62 |
Оксиды. Классификация. Химические свойства. |
Изучение нового материала |
Состав и свойства оксидов.
Знать классификацию и химические свойства оксидов.
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде. |
Лабораторная работа «Изучение свойств основных оксидов и килотных» |
|
63 |
Соли в свете ТЭД, классификация, химические свойства. |
Изучение нового материала |
Определение солей как электролитов, их хим. свойства.
Знать классификацию и химические свойства солей.
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства солей в молекулярном и ионном виде. |
Лабораторная работа «Химические свойства солей» |
|
64 |
Генетическая связь между классами веществ. |
Изучение нового материала |
Генетические ряды металлов и неметаллов |
|
|
65 |
ОВР. Окислитель, восстановитель. |
Изучение нового материала |
Классификация химических реакций по изменению степени окисления ХЭ. ОВР, окислитель, восстановитель. Окисление. Восстановление.
Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса |
Д. взаимодействие цинка с соляной кислотой. |
|
66 |
Упражнение составления ОВР |
Урок обобщения полученных знаний |
ОВР, окислитель, восстановитель. Окисление. Восстановление. |
|
|
67 |
Свойства простых веществ металлов и неметаллов в свете ОВР |
Урок обобщения полученных знаний |
Свойства простых веществ металлов и неметаллов в свете ОВР |
|
|
68 |
Практическая работа № 5 Генетическая связь между основными классами неорганических веществ |
Практикум |
Уметь обращаться с химической и лабораторным оборудованием. Использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности для безопасного обращения с веществами
|
|
|
69 |
Контрольная работа №5 Растворение. Растворы. |
Контроль знаний |
|
Контрольная работа |
|
70 |
Повторение материала 8 класса |
Урок обобщения полученных знаний |
Основные понятия, теории и законы |
|
|