Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Химия. 8 класс

 

Химия. 8 класс

 

Аннотация к рабочей программе по химии.

 

Рабочая программа учебного курса химии  составлена  на основе  Примерной программы основного общего образования по химии,  Программы курса химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений  О.С.Габриеляна, 2008 г., Государственного общеобразовательного стандарта и  рассчитана на:  70 часов – 8 класс,  68 часов – 9 класс , 70  часов – 10 класс, 68 часов – 11 класс.

           Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается в  8 классе, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучать фактический материал - химию элементов и их соединений. Основное содержание курса химии  8

класса  составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах, и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества

(типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

         В курсе  химии  9 класса  вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ  -  металлов и неметаллов. Затем освещены свойства отдельных важных

 в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от  углеводородов до биополимеров (белков и

углеводов).

        Учебный материал курса 10 класса начинается с рассмотрения теории  строения  органических соединений  в ее классическом понимании  - зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах  органических веществ согласно их  валентности. Полученные в начале курса  знания учащихся закрепляются и развиваются в порядке усложнения от более простых  -  углеводородов до наиболее сложных - биополимеров. За счёт увеличения количества часов больше времени отведено на решение задач разных типов, поскольку  навык решения расчётных задач сформирован у многих учащихся недостаточно, что вызывает затруднения при выполнении домашних заданий.

        Теоретическую основу курса общей  химии 11  класса составляют: современные представления  о строении веществ (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах.).

 

 

8 класс 

  9 класс      

10 класс 

    11 класс

Количество

контрольных

работ

        

        5

 

          4

 

           4

 

          4

Количество

практических

работ

 

        9

 

          6

 

           2

 

          3

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

О.С.Габриелян Химия 8класс. М., Дрофа, 2012;

О.С.Габриелян Химия 9класс. М., Дрофа, 2012;

О.С.Габриелян Химия 10класс. Базовый уровень. М., Дрофа, 2011;

О.С. Габриелян Химия 11класс.Базовый уровень. М., Дрофа, 2012.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 8 КЛАСС

 

Пояснительная записка к рабочей учебной программе

 

Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.

Такое построение программы дает возможность развивать первоначально полученные знания на богатом практическом материале.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·                освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

·                овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

·                развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·                воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·                применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

 

Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений. 

Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

 

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.

 

Место предмета в базисном учебном плане:

Примерная рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор О.С. Габриелян «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Рассчитана на 70  часа, 2 часа в неделю.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.

 

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

ВЕЩЕСТВО

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Сера. Оксиды серы . Серная, сернистая и сероводородная  кислоты и их соли.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли.

Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Оксид кремния . Кремниевая кислота. Силикаты.

Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

·                химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

·                важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

·                основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

·                называть: химические элементы, соединения изученных классов;

·                объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

·                характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

·                определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

·                составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

·                обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·                распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

·                вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                безопасного обращения с веществами и материалами;

·                экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·                оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

·                критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·                приготовления растворов заданной концентрации.

 

Результаты обучения в курсе «Неограническая химия» в 8 классе:

Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен знать:

·          основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),

·         Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,

·         Основные виды химической связи,

·         Типы кристаллических решеток,

·         Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,

·         Типологию химических реакций по различным признакам,

·         Сущность электролитической реакции,

·         Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления – восстановления.

Учащиеся должны уметь:

·         Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная  и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

·         Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в Ом числе и в сете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между ставом вещества и его свойствами;

·         Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

·         Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

 

 

Контроль уровня обученности:

Формы контроля

1.      Текущий контроль «Атомы химических элементов».

2.      Текущий контроль «Простые вещества».

3.      Текущий контроль «Соединения химических элементов».

4.      Текущий контроль «Изменения, происходящие с веществами».

5.      Текущий контроль «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Кроме выше перечисленных основных форм контроля  будут осуществляться небольшие текущие контрольные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. Кроме этого в конце учебного года состоится смотр знаний учащихся в форме итогового устного зачета.

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе:

Практические работы

Контрольные работы

Введение

6

 

1

Атомы химических элементов

10

1

2

Простые вещества

7

1

3

Соединения химических элементов

14

3

1

4

Изменения, происходящие с веществами

13

1

1

5

Скорость химических реакций. Химическое равновесие

3

 

6

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

16

1

1

7

Портретная галерея великих химиков

1

 

 

Всего:

70

5

5

 Разработан на основе программы по неорганической химии, разработанной О.С. Габриеляном, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, – М.: Дрофа, 2010 г.

 

Основное содержание программы:

 

Введение  (6 часов)

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные понятия химии: химия, химический элемент, химический знак, химическая формула, химическая реакция, признаки химических реакций; основные этапы развития химии как науки; вклад в развитие химии российских ученых М. В Ломоносова, Д.И. Менделеева, М. А. Бутлерова.

уметь:

- называть структуру периодической таблицы химических элементов

   Д.И. Менделеева,

- определять по химическим знакам химические элементы, их русские названия.

- характеризовать химические явления

-  объяснять черты химических реакций

- проводить самостоятельный расчет молекулярной массы вещества  и массовой доли

    по формуле.   

 

ТЕМА 1. Атомы химических элементов (10 часов)

 

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные сведения о строении атомов, состав атомных ядер, физический смысл таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

уметь:

- называть формулировки периодического закона (Д.И.Менделеева и современную)

- определять  валентность, строение электронных оболочек.

- характеризовать химический элемент по его положению в таблице химических элементов Д.И. Менделеева

-  объяснять свойства на основе положения элемента в таблице химических элементов Д.И. Менделеева

Демонстрации моделей атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов»

 

ТЕМА 2 Простые вещества (7 часов)

 

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Неметаллы.

уметь:

- называть формулы для вычисления количества вещества

- определять  способность атомов к образованию аллотропии.

- характеризовать общие физические свойства металлов.

-  объяснять решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро».

Демонстрации получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые неметаллы и металлы количеством 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Контрольная работа № 2 «Количественные отношения»

 

ТЕМА 3. Соединения химических элементов (14 часов)

 

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: степень окисления. Бинарные соединения. Основные классы неорганических соединений, их строение, состав, химические свойства и способы получения. Аморфные и кристаллические вещества.

уметь:

- называть класс неорганических соединений, тип кристаллической решетки.

- определять к какому классу неорганических соединений относится данное вещество, молекулярное и немолекулярное строение, среду реакции. 

- характеризовать свойства классов неорганических соединений.

-  объяснять действие закона постоянства вещества.

- проводить самостоятельный поиск признаков физических свойств веществ.

Демонстрации образцов оксидов, кислот, оснований, солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Контрольная работа № 3 «Соединения химических элементов»

ТЕМА 4 . Изменения, происходящие с веществами (13 часов)

 

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: признаки химических реакций, закон сохранения массы вещества, понятие о скорости химических реакций, понятие о катализаторе, химическое равновесие.

уметь:

- называть вещество и его свойства.

- определять  типы химических реакций

- характеризовать смещение химического равновесия, факторы, влияющие на скорость химической реакции, тип химической реакции.

-  объяснять признаки химических реакций.

- проводить самостоятельный

Демонстрации:

1.      примеры физических явлений: плавление парафина, возгонка йода, растворение перманганата калия, диффузий душистых веществ с горящей лампочки накаливания.

2.      примеры химических явлений: горение магния, фосфора, взаимодействие соляной кислоты с мрамором, получение гидроксида меди, растворение полученного гидроксида в кислотах, взаимодействие оксида меди с серной кислотой при нагревании, разложение перманганата калия, взаимодействие разбавленных кислот с металлами, разложение пероксида водорода, электролиз воды.

Контрольная работа № 4 «Изменения,  происходящие с веществами»

 

ТЕМА 5. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. (3 часов)

В результате изучения темы учащийся должен

Знать/понимать:  понятия о скорости хим. реакций.

- Единицы измерения скорости химических реакций.

- Скорость гомогенных и гетерогенных процессов.

- Зависимость скорости от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.

          - Понятия о катализе, катализаторах, ингибиторах, об обратимости

            химических  реакций, условия протекания необратимых реакций, о

            химическом равновесии, как характеристики обратимых реакций

 

ТЕМА 6 . Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (16  час)

 

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные положения теории электролитической диссоциации; признаки реакций ионного обмена; механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной связями;  виды концентраций и формулы для их расчета.

уметь:

- определять  реакции  ионного обмена, их признаки.

- характеризовать свойства растворов электролитов; генетическую связь основных классов неорганических соединений.

-  объяснять свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.

Демонстрации испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности  уксусной кислоты  от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди. Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Контрольная работа № 5 «Растворение. Растворы»

 

ТЕМА 8. Портретная галерея великих химиков (1 часов)

 

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные понятия и законы, теории химии и ученых их открывших.

уметь:

- называть авторов различных законов химии, даты их жизни и основные события жизнедеятельности.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

 

·         Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

·         Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечой, правила безопасной работы в химической лаборатории»

·         Практическая работа № 3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»

·         Практическая работа № 4 «Очистка загрязненной поваренной соли»

·         Практическая работа № 5 Генетическая связь между основными классами неорганических веществ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ 8 КЛАСС

 

Раздел. Тема урока

Тип урока

Элементы обязательного образования

Практическая часть

Дата

1

Предмет химии. Вещества.

Вводный урок

Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности.

Химия, вещество, тело, инертные газы, простые вещества, сложные вещества, свойства вещества.

Д. коллекции изделий-тел из алюминия и стекла.

 

2

Вещества.

Изучение нового материала

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые вещества – металлы и неметаллы. Сложные вещества (органические и неорганические)

Знать: определение важнейших понятий – простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула.

Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент».

 

 

 

3

Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни. Краткая история развития химии.

Изучение нового материала

Химические явления, химические реакции, физические явления, роль химии.

Алхимия, происхождение слова «химия», великие химики.

Уметь отличать химические реакции от физических явлений.

 Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.

Д. взаимодействие соляной кислоты с мрамором

 

4

ПСХЭ Д.И. Менделеева. Знаки ХЭ.

Изучение нового материала

Химические знаки, символы, малые и большие периоды, лантаноиды, актиноиды, группа, подгруппа.

Уметь определять положение химического элемента в ПС,

называть хим.элементы;

 знать знаки первых 20 хим.элементов.

 

 

 

 

5

Химические формулы.

Изучение нового материала

Химическая формула, индексы, коэффициенты

 

 

6

Относительная атомная и молекулярная массы. Расчеты по химической формуле вещества

Массовая доля элемента в формуле вещества. Расчет массовой доли ХЭ по формуле Массовая доля элемента в формуле вещества. Расчет массовой доли ХЭ по формуле

Изучение нового материала

Ar, Mr, расчёт Mr по формуле вещества

Массовая доля элемента в формуле вещества. Расчет массовой доли ХЭ по формуле

Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава.

 Понимать и записывать химические формулы веществ.

Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам.

Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения

 

 

7

Строение атома.

Изучение нового материала

Планетарная модель строения атома, свободные атомы, протоны, нейтроны, электроны, массовое число, нуклоны, порядковый номер ХЭ.

Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента.

 

 

 

8

Изменения в составе ядер атомов ХЭ. Изотопы.

Изучение нового материала

Ядерные реакции, изотопы, изотопы водорода, современное определение ХЭ.

Знать определение понятия «химический элемент»

 

 

 

9

Строение электронных оболочек атомов.

Изучение нового материала

Электронная оболочка, электронные слои (ЭУ), схемы строения электронных оболочек атома, электронное облако – орбиталь, форма орбиталей.

Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПС химических элементов Д.И.Менделеева.

 

 

 

10

ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение атома.

Изучение нового материала

ХЭ – металлы, ХЭ – неметаллы, физический смысл порядкового № ХЭ, металлические свойства, неметаллические свойства, изменение свойств в периодах и группах.

 

 

11

Ионная химическая связь.

Изучение нового материала

Химическая связь, ионы (катионы и анионы), ионная связь, схема образования хим. связи.

 

 

12

Ковалентная неполярная связь.

Изучение нового материала

КНС, структурная и электронная формулы, кратные связи, схема образования КНС.

Знать определения «ковалентная связь», уметь составлять структурные формулы химических веществ.

Уметь определять тип химической связи в соединениях.

 

 

13

Ковалентная полярная связь.

Изучение нового материала

КПС,  ЭО, смещение электронной плотности, частичный заряд, схема образования КПС.

Уметь определять тип химической связи в соединениях.

 

 

14

Образование металлических кристаллов.

Изучение нового материала

Металлическая ХС, обобществлённые электроны, схема образования МХС.

Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью

 

 

15

Обобщение знаний по теме Атомы химических элементов

Урок обобщения полученных знаний

Уметь решать типовые задачи.

 

 

 

16

Контрольная работа №1. Атомы химических элементов

Контроль знаний

Уметь решать типовые задачи.

 

Контрольная работа

 

17

Простые вещества – Металлы

Изучение нового материала

Положение Ме в ПСХЭ, общие физические свойства Ме, благородные Ме.

Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов.

 

Д. коллекция металлов

 

18

Простые вещества – Неметаллы

Изучение нового материала

Благородные газы. Положение неМе в ПСХЭ, физические свойства неМе, аллотропия, аллотропные модификации кислорода, углерода, фосфора и олова.

Уметь характеризовать физические свойства неметаллов.

 Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов.

 

 

Д. коллекция неметаллов

 

19

Количество вещества

Молярная масса.

Изучение нового материала

Количества вещества, единицы измерения количества вещества

Молярная масса, число Авогадро. Массовая доля элемента в формуле вещества. Расчет массовой доли ХЭ по формуле

Знать определение понятий «моль», «молярная масса».

Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества.

 

 

 

 

 

20

Молярный объём газов. Плотность и относительная плотность газов.

Изучение нового материала

Молярный объём газов, н.у., плотность.

Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа.

 

 

 

21

Урок решения задач.

Комбинированный урок

Молярная масса, число Авогадро. Расчет массовой доли ХЭ по формуле. Молярный объём газов

Уметь решать типовые задачи.

 

 

22

Обобщение знаний по теме «Количественные отношения»

 

Урок обобщения полученных знаний

Уметь решать типовые задачи.

 

 

 

23

Контрольная работа №2.

«Количественные отношения»

 

Контроль знаний

Уметь решать типовые задачи.

 

 

 

24

Степень окисления (СО)

Изучение нового материала

СО, правила определения СО, бинарные соединения, номенклатура.

уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления

называть бинарные соединения.

 

 

 

 

25

Бинарные соединения

 Оксиды и водородные соединения.

Изучение нового материала

СО, правила определения СО, бинарные соединения, номенклатура.

Оксиды, галогениды, нитриды, и др. вода, углекислый газ, негашеная известь), гидриды, хлороводород, соляная кислота, аммиак, нашатырный спирт,

Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов,

называть его, составлять формулы оксидов.

 

 

Д. образцы хлоридов, сульфидов. оксидов

 

 

26

Основания.

Изучение нового материала

Основания, КОН, NaOH, CaOH, известковая вода, едкий натр, качественная реакция на основания, индикаторы.

Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований,

 называть его, составлять формулы оснований.

 Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознание щелочей.

 

Д. образцы щелочей, нерастворимых оснований.

- изменение окраски индикаторов

 

27

Кислоты.

Изучение нового материала

Кислоты, основность, кислотный остаток, классификация кислот.

Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот,

называть его, составлять формулы кислот. Знать качественную реакцию на распознание кислот.

 

Д. образцы кислот

- изменение окраски индикаторов

 

28

Соли.

Изучение нового материала

Соли, названия солей, растворимость солей, NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2

Уметь определять принадлежность вещества к классу солей,

называть их, составлять формулы солей

Д. образцы солей

-

 

29

Кристаллические решётки.

Изучение нового материала

Атомная, ионная и металлическая. кристаллические решётки, закон постоянства состава вещества.

Уметь определять основные классы неорганических соединений.

 

Д. демонстрация моделей кристаллических решеток.

 

30

Чистые вещества и смеси.

Изучение нового материала

Смеси однородные и неоднородные, компоненты смеси, способы разделения смесей.

Д. различные образцы смесей

- способы разделения смесей

 

31

Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора).

Изучение нового материала

Массовая доля раствора вещества, проба золота, объёмная доля, концентрация, молярная концентрация.

Решение задач

 

32

Решение расчетных задач связанные с понятием «доля»

Семинар

Расчеты с использованием понятия                « массовая и объемная доли компонентов смеси»

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Уметь приготовить раствор сахара и вычислить расчет его массовой доли в растворе

Уметь выполнять практическую работу

Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе

 

Решение задач

 

33

Практическая работа № 1

«Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

Практикум

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, уметь их описывать.

Знать определение понятия «химическая реакция».

Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ.

 

 

34

Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечой, правила безопасной работы в химической лаборатории»

Практикум

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, уметь их описывать.

Знать определение понятия «химическая реакция».

Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ.

 

 

35

Практическая работа № 3

«Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»

Практикум

Уметь приготовить раствор сахара и вычислить расчет его массовой доли в растворе

 

 

36

Обобщение знаний по теме № 3. Соединения химических элементов.

Урок обобщения полученных знаний

Уметь решать типовые задачи.

 

 

 

37

Контрольная работа №3.

Соединения  химических элементов

Контроль знаний

Уметь решать типовые задачи.

 

Контрольная работа

 

38

Физические явления

Изучение нового материала

Способы разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Знать способы разделения смесей.

 

Лабораторная работа

«Сравнение скорости испарения капель воды и спирта с фильтровальной бумаги

 

39

Практическая работа № 4

Очистка загрязненной поваренной соли»

Практикум

Уметь: Обращаться с химической посудой и оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли

Очистить загрязненную поваренную соль

 

40

Химические реакции

Изучение нового материала

Признаки химических реакций, условия течения химических реакций.

Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии.

 

 

Д. взаимодействия соляной кислоты с мрамором.

 

41

Химические уравнения

семинар

Признаки химических реакций, условия течения химических реакций. Коэффициенты.

 

 

42

Расчеты по химическим уравнениям

Комбинированный урок

Уметь: вычислять по химическим уравнениям массу, объем, количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества содержащего определенную долю примесей

 

 

43

Расчеты по химическим уравнениям

Урок – соревнование

Уметь: вычислять по химическим уравнениям массу, объем, количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества содержащего определенную долю примесей

 

 

44

Типы реакций. Реакция разложения.

Комбинированный урок

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ.

Уметь отличать реакции разложения    от других типов реакций,

 составлять уравнения реакций данного типа,

 

 

 

45

Реакция соединения

Изучение нового материала

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ.

Уметь отличать реакции соединения   от других типов реакций,

 составлять уравнения реакций данного типа,

 

 

 

46

Реакция замещения

Изучение нового материала

Уметь отличать реакции замещения  от других типов реакций,

 составлять уравнения реакций данного типа,

 

Д. взаимодействия цинка с раствором соляной кислоты

 

47

Реакция обмена

Изучение нового материала

Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций,

 составлять уравнения реакций данного типа,

определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца

Лабораторная работа «Взаимодействие серной кислоты и  хлорида бария»

 

48

Типы химических реакций на примере свойств воды

Комбинированный урок

Уметь составлять уравнения реакции характеризующие химические свойства воды, определять типы химических реакций

 

 

 

49

Повторение и обобщение по теме:

«Типы химических реакций»

Семинар

Уметь самостоятельно вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей

 

 

50

Контрольная работа №4.

Изменения, происходящие с веществами

Контроль знаний

 

Контрольная работа № 4

 

51

Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.

Изучение нового материала

Знать: зависимость скорости от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.

 

 

52

Катализ и катализаторы.

Изучение нового материала

Знать: понятия о катализе, катализаторах, ингибиторах.

 

 

53

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль знаний

 

 

 

54

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость.

Изучение нового материала

Истинные растворы, растворимость, гидраты, насыщенные и ненасыщенные растворы.

Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде.

 Уметь пользоваться таблице растворимости.

 

Лабораторная работа «Растворимость веществ при разных температурах»

 

55

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ.

Изучение нового материала

Электролитическая диссоциация, электролиты, неэлектролиты в зависимости от типа химической связи.

Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит»,

понимать сущность процесса электролитической диссоциации.

 

 

 

56

Основные положения ТЭД.

Изучение нового материала

Основные положения ТЭД, ионы, свойства ионов.

 

 

57

Диссоциация кислот, оснований, солей.

Изучение нового материала

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах

 

 

58

Упражнения в применении знаний

Урок обобщения полученных знаний

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах

 

 

59

Ионные уравнения

Изучение нового материала

Реакции  ионного обмена

Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена,

понимать их сущность.

Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

 

Лабораторная работа «Примеры реакций идущих до конца»

 

60

Кислоты в свете ТЭД. Химические свойства.

Изучение нового материала

Определение кислот как электролитов, их хим. свойства.

Знать классификацию и химические свойства кислот.

 Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде.

Лабораторная работа «Химические свойства кислот»

(на примере соляной кислоты)

 

61

Основания в свете ТЭД. Химические свойства.

Изучение нового материала

Определение оснований как электролитов, их хим. свойства.

Знать классификацию и химические свойства оснований.

 Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде

Лабораторная работа «Реакции характерные для щелочей и нерастворимых оснований»

 

62

Оксиды. Классификация. Химические свойства.

Изучение нового материала

Состав и свойства оксидов.

Знать классификацию и химические свойства оксидов.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде.

Лабораторная работа «Изучение свойств основных оксидов и килотных»

 

63

Соли в свете ТЭД, классификация, химические свойства.

Изучение нового материала

Определение солей как электролитов, их хим. свойства.

Знать классификацию и химические свойства солей.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства солей в молекулярном и ионном виде.

Лабораторная работа  «Химические свойства солей»

 

64

Генетическая связь между классами веществ.

Изучение нового материала

Генетические ряды металлов и неметаллов

 

 

65

ОВР. Окислитель, восстановитель.

Изучение нового материала

Классификация химических реакций по изменению степени окисления ХЭ. ОВР, окислитель, восстановитель. Окисление. Восстановление.

Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

Уметь определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса

Д. взаимодействие цинка с соляной кислотой.

 

66

Упражнение составления ОВР

Урок обобщения полученных знаний

ОВР, окислитель, восстановитель. Окисление. Восстановление.

 

 

67

Свойства простых веществ металлов и неметаллов  в свете ОВР

Урок обобщения полученных знаний

 Свойства простых веществ металлов и неметаллов  в свете ОВР

 

 

68

Практическая работа № 5 Генетическая связь между основными классами неорганических веществ

Практикум

Уметь обращаться с химической и лабораторным оборудованием. Использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности для безопасного обращения с веществами

 

 

 

69

Контрольная работа №5 Растворение. Растворы.

Контроль знаний

 

Контрольная работа

 

70

Повторение материала 8 класса

Урок обобщения полученных знаний

Основные понятия, теории и законы

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"