Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Русский язык. 7 класс

 

Русский язык. 7 класс

 

 

 

7 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно- правовые документы

          Рабочая программа по русскому языку для 7  класса создана на основе федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку   и авторской программы   по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы- составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский).

Место предмета в базисном учебном плане

Количество часов в неделю – 4. Учебных недель- 35. Настоящая рабочая программа рассчитана на 140 часов.

Цели и задачи

Цели преподавания  курса  русского языка в 5-9 классах:

·                воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

·                совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·                освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

·                формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе  сводятся к следующему:

1.      Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений  с причастным  и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

2.      Формировать прочные орфографические  и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

3.      Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.

4.      Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать  на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов,  устанавливать смысловые части текста, определять их связи.

5.      Формировать и развивать умения:

-        адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;

-         создавать собственные письменные  тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии  со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;

-        создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля (выступление, статья, интервью;

-        подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

-        писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

-        собирать и систематизировать материал к сочинению  с учётом темы и основной мысли;

-        грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;

-        совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Требования к уровню подготовки учащихся

1.      Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2.      К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

                                                              i.      производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

·                     составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

·                    Соблюдать нормы литературного языка  в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.  Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда, описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

1.      Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний у по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.

2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть дос­тупными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса –  100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 –  120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).                                                                                     

К о н т р о л ь н ы й   с л о в а р н ы й   д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса    20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 клас­са  – 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по опре­деленной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобре­тенных навыков. И т о г о в ы е 

 д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для к о н т р о л ь н ы х   д и к т а н т о в следует подбирать та­кие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представ­лены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунк­тограмм не должно превышать в 5 классе  – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе  – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе    20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе  – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфо­грамм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах  – не более 7 слов, в 8-9 классах  – не более 10 различных слов с непрове­ряемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе    до конца первого полуго­дия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего клас­са.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографи­ческие и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не про­водилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо рабо­тает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенно­го значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименова­ниях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречи­ях, образованных от существительных с предлогами, правописание кото­рых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательны­ми и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращал­ся! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,  как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен дру­гой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в на­рушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать дру­гое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты  - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следую­щая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а так­же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк­туационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо­графических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфогра­фических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст­вии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отмет­ки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче­ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион­ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада­ния, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекоменду­ется руководствоваться следующим:

О т м е т к а   "5"   ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л ­л о м "1".

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1.      Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

                 описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);

                 ошибка на правило, не изучаемое в школе;

                 ошибка в переносе слова;

                 ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);

                 ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2.      Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:

        в исключениях из правил;

                 в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

                 в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

                 в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

                 в написании ы и и после приставок;

                 в случаях трудного различения не и ни;

                 в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

                 в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

                 в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

                 при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну

3. Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я  и  и з л о ж е н и я  – основные формы провер­ки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе  – 100-150 слов, в 6 классе    150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение рас­крывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая  – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по ли­тературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитыва­ется: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое един­ство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки кон­трольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нор­мативам:

Оценка

Основные критерии оценки

 

 

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребле­ния слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: •

2 орфографические +

2 пунктуационные +

3 грамматические ошибки;

 • 1 орфографическая +

3 пунктуационные +

3 грамматические ошибки;

• 0 орфографических +

4 пунктуационные +

 3 грамматические ошибки.

В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: •

0 орфографических +

5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);

• 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки

 

«2»

1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

  1. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

«1»

Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок

 

 

Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригиналь­ность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. На­личие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повы­сить оценку на 1 балл.

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного на­писания на верное) оценка снижается на 1 балл.   

Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить     из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении  оценки  «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной  , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям  оно написано удовлетворительно.

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки

В изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

                 употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

           неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

           нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

           употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

           пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

           стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

           неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

           неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

           смешение лексики разных исторических эпох;

           употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

           бедность и однообразие синтаксических конструкций;

           нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

           стилистически неоправданное повторение слов;

           неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

           неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

           Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

           Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

           Синтаксические

а)      Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)      ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.                                

4. Оценка обучающих работ

               Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если  возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и  «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием  или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.

Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ  соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладе­ние умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци­онной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе­нии следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате­лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму­лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение при­дается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от­метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложе­ний за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени­вались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.

      Содержание образовательной программы

 

Русский язык как развивающееся явление (1 час)

Повторение пройденного в 5-6 классах (10 +3)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология, орфография, культура речи.

Причастие (25 + 6)

1.      Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных окончаний причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

 Не  с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н  в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна бука н  в кратких причастиях.

2.      Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

3.      Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (10 +2).

1.      повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного м несовершенного вида и их образование.

Не  с деепричастиями.

2.      Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

3.      Рассказ по картине.

 Наречие (18 +4)

1.      Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не  с наречиями на –о и –е; не и ни- в наречиях. Одна и две буквы н  в наречиях на –о и –е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о  и –а  на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. буква ь  после шипящих на конце наречий.

2.      Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

3.      Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

 

Категория состояния (2 +1)

1.      Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

2.      Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

 

Служебные части речи. Культура речи (1 час)

 

Предлог (9+ 2)

1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

 

3.      Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря. Согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

4.       Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз. (10 +2).

1.      Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов  зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так и с частицей же.

2. Умение  пользоваться в речи союзами-синонимами.

3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица.(12+4)

1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

2.      Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

3.      Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (2+2).

1.      Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

2.      Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. (9+1)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Учебно - тематический план

Раздел программы, тема

Всего часов

Из них контрольных

Развитие речи

Введение

 

Вводный урок

(урок 1)

1

0

0

Повторение изученного в 5-6 классах

Повторение изученного в 5-6 кл. (уроки 2-15)

14

(9+1+4)

1

4

Морфология

Причастие (уроки 16-45)

30

(23+1+6)

1

6

Морфология

Деепричастие (уроки 46-56)

11

(8+1+2)

1

2

Морфология

Наречие

(уроки 57-77)

21

(17+2+2)

2

2

Морфология

Категория состояния (уроки 78-80)

3

(2+0+1)

0

1

Морфология

Служебные части речи. Предлог

(уроки 81-92)

12

(9+1+2)

1

2

Морфология

Союз (уроки 93-103)

11

(9+1+1)

1

1

Морфология

Частица  (уроки 104-118)

15

(12+1+2)

1

2

Морфология

Междометие (уроки 119-122)

4(2+0+2)

0

2

Повторение и систематизация изученного в 5-7 кл.

 

Повторение (уроки 123-140)

18

(16+1+1)

1

1

Всего уроков

Уроки 1-140

140

(107+9+24)

9

24

 

Календарно- тематическое планирование по русскому языку, 7 класс

№ п/п

Раздел, тема урока

Тип урока

Практическая часть

Дата

 

Повторение.(16)

 

 

 

1

Русский язык как развивающееся явление.

Урок изучения нового материала

Составление плана параграфа учебника.

 

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Урок формирования ЗУН

Синтаксический разбор словосочетаний и прадложений.

 

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Урок формирования ЗУН

Выполнение тренировочных упражнений.

 

4

Лексика и фразеология.

Урок формирования ЗУН

Выполнение тренировочных упражнений. Игра «Кто больше?»

 

5

Фонетика и орфография.

Урок формирования ЗУН

Выполнение тренировочных упражнений. Фонетический разбор слов.

 

6

Словообразование и орфография.

Урок формирования ЗУН

Выполнение тренировочных упражнений. Составление таблицы «Употребление мягкого знака на конце слова».

 

7

Морфемный и словообразовательный разбор.

Урок формирования ЗУН

Выполнение тренировочных упражнений.

 

8

Морфология и орфография.

Урок формирования ЗУН

Выполнение тренировочных упражнений.

 

9

Морфология и орфография.

Урок формирования ЗУН

Выполнение тренировочных упражнений.

 

10

Урок- практикум.

Урок формирования ЗУН

Выполнение тестовых заданий.

 

11

Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»

Урок развития речи

Подбор рабочих материалов, словарная работа, составление плана.

 

12

Тексты и стили. Текст.

Урок изучения нового

Беседа по вопросам учебника, составление плана, выделение смысловых частей. Сочинение- миниатюра.

 

13

Контрольный диктант

Урок контроля

Написание диктанта.

 

14

Диалог как текст. Виды диалога.

Урок изучения нового материала

Составление диалогов на заданные темы.

 

15

Стили литературного языка.

Урок изучения нового материала

Работа с текстом; чтение, выделение основных компонентов, анализ; составление текста по одной теме, но в разных стилях.

 

16

Публицистический стиль.

Урок закрепления изученного

Анализ текстов публицистического стиля.

 

 

ПРИЧАСТИЕ (28)

 

 

 

17

Понятие о причастии.

Урок изучения нового материала

Работа с учебником. Игра- практикум.

 

18

Склонение причастий и правописание гласных в окончаниях причастий.

Комбинированный

Работа с учебником, практикум, конструирование предложений.

 

19

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Урок изучения нового

Конспектирование материала параграфа учебника. Анализ предложений с причастными оборотами.

 

20

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Урок формирования ЗУН

Анализ предложений с причастными оборотами.

 

21

Описание внешности человека.

Урок развития речи

Практикум «Особенности описания внешности человека писателями- классиками».

 

22

Устное сочинение по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы».

Урок развития речи

Описание картины по плану (устно), словарная работа.

 

23

Действительные и страдательные причастия.

Урок изучения нового

Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений.

 

24

Краткие и полные страдательные причастия.

Урок изучения нового

Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений.

 

25

Действительные причастия настоящего времени.

Урок изучения нового

Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений.

 

26

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Урок изучения нового

Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений.

 

27

Действительные причастия прошедшего времени.

Урок изучения нового

Анализ таблицы (стр.45), выполнение упражнений.

 

28

Изложение от третьего лица по упр.116.

Урок развития речи

Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов. Изложение от 3 лица.

 

29

Страдательные причастия настоящего времени.

Урок сообщения новых знаний

Выполнение тренировочных упражнений.

 

30

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

Урок формирования ЗУН

Анализ таблицы. Составление алгоритма. Выполнение тренировочных упражнений по алгоритму.

 

31

Страдательные причастия прошедшего времени.

Урок сообщения новых знаний

Анализ таблицы. Составление алгоритма. Выполнение тренировочных упражнений по алгоритму.

 

32

Гласные перед н в полных и кратких  страдательных причастиях.

Урок формирования ЗУН

Анализ таблицы. Составление алгоритма. Выполнение тренировочных упражнений по алгоритму.

 

33

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Урок формирования ЗУН

Анализ таблицы. Составление алгоритма. Выполнение тренировочных упражнений по алгоритму.

 

34

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Урок формирования ЗУН

 Выполнение тренировочных упражнений по алгоритму.

 

35

Контрольный диктант за 1 четверть.

Урок контроля

Написание диктанта.

 

36

Контрольный диктант за 1 четверть.

Урок контроля

Выполнение грамматических заданий.

 

37

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Словарный диктант.

Урок формирования ЗУН

Анализ таблицы. Составление алгоритма. Выполнение тренировочных упражнений по алгоритму. Словарный диктант.

 

38

Морфологический разбор причастия.

Комбинированный

Разбор причастий и отглагольных прилагательных.

 

39

Выборочное изложение по отрывку из рассказа

М.А.Шолохова «Судьба человека».

Урок развития речи

Отбор материала, составления плана, написание изложения.

 

40

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Урок формирования ЗУН

Выполнение тренировочных упражнений по алгоритму.

 

41

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Урок формирования ЗУН

Выполнение тренировочных упражнений по алгоритму.

 

42

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Урок формирования ЗУН

Анализ правила, составление алгоритма, выполнение упражнений.

 

43

Повторительно- обобщающий урок по теме «Причастие».

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа по контрольным вопросам учебника, работа по карточкам.

 

44

Контрольный диктант.

Урок контроля

Написание диктанта.

 

 

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (11)

 

 

 

45

Деепричастие.

Урок изучения нового материала

Конспектирование лекции учителя. Работа по карточкам.

 

46

Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Комбинированный

Составление таблицы «Признаки глагола и наречия у деепричастия.»

 

47

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Урок изучения нового материала

Работа по алгоритму. Работа по карточкам.

 

48

Раздельное написание не с деепричастиями.

Урок изучения нового материала

Составление таблицы. Выполнение тренировочных упражнений.

 

49

Деепричастия несовершенного вида.

Урок формирования ЗУН

Работа с учебником, анализ таблицы, выполнение упражнений.

 

50

Деепричастия совершенного вида.

Урок формирования ЗУН

Работа с учебником, анализ таблицы, выполнение упражнений.

 

51

Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» (от имени одного из героев)

Урок развития речи

Описание картины по плану. Словарная работа. Написание сочинения.

 

52

Морфологический разбор деепричастия.

Комбинированный

Выполнение морфологического разбора деепричастий.

 

53

Повторение по теме «Деепричастие».

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа по вопросам учебника, словарная работа, выполнение индивидуальных заданий.

 

54

Контрольный диктант.

Урок контроля

Написание диктанта.

 

55

Работа над ошибками.

Урок коррекции

Выполнение работы над ошибками.

 

 

НАРЕЧИЕ (25)

 

 

 

56

Наречие как часть речи.

Урок сообщения новых знаний

Составление плана параграфа учебника, рассказ о наречии.

 

57

Смысловые группы наречий.

Урок сообщения новых знаний

Составление таблицы, подбор примеров.

 

58

Смысловые группы наречий.

Урок формирования ЗУН

Выполнение упражнений, работа с карточками.

 

59

Сочинение по картине И. Попова «Первый снег».

Урок развития речи

Подбор материалов для сочинения, написание сочинения в форме дневниковых записей.

 

60

Степени сравнения наречий.

Урок сообщения новых знаний

Анализ таблицы, выполнение устных и письменных упражнений.

 

61

Степени сравнения наречий.

Урок формирования ЗУН

Анализ таблицы, выполнение устных и письменных упражнений.

 

62

Морфологический разбор наречия.

Комбинированный

Морфологический разбор наречия

 

63

Контрольный диктант по теме «Наречие».

 

Урок контроля

Написание диктанта.

 

64

Работа над ошибками.

Урок коррекции

Работа над ошибками.

 

65

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

Урок изучения нового материала

Работа с параграфом учебника, выполнение тренировочных упражнений.

 

66

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Практикум.

Урок- практикум

Выполнение  заданий практикума.

 

67

Буквы е и и в приставках не- и ни-  отрицательных наречий.

Урок изучения нового материала

Работа с параграфом учебника, выполнение тренировочных упражнений.

 

68

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

Урок изучения нового материала

Работа с параграфом учебника, выполнение тренировочных упражнений.

 

69

Контрольный диктант «Журавлиная перекличка».

Урок контроля

Написание диктанта.

 

70

Сочинение- описание действий (по упр.264).

Урок развития речи

Анализ  текстов с элементами описания действий, написание сочинения.

 

71

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Урок изучения нового материала

Работа с параграфом учебника, выполнение тренировочных упражнений.

 

72

Буквы о и а на конце наречий.

Урок изучения нового материала

Работа с параграфом учебника, выполнение тренировочных упражнений. Распределительный диктант.

 

73

Сочинение по картине Е. М. Широкова «Друзья».

Урок развития речи

Подбор материалов, словарная работа, составление плана, написание сочинения.

 

74

Дефис между частями слова в наречиях.

Урок изучения нового материала

Работа с параграфом учебника, выполнение тренировочных упражнений.

 

75

Дефис между частями слова в наречиях.

Урок формирования ЗУН

Работа с параграфом учебника, выполнение тренировочных упражнений.

 

76

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Урок изучения нового материала

Работа с параграфом учебника, выполнение тренировочных упражнений. Работа со словарём.

 

77

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Урок изучения нового материала

Работа с параграфом учебника, выполнение упражнений.

 

78

Повторение по теме «Наречие».

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа по вопросам учебника, выполнение индивидуальных письменных заданий.

 

79

Контрольный диктант по теме «Наречие».

Урок контроля

Написание диктанта.

 

80

Работа над ошибками.

Урок коррекции

Работа над ошибками.

 

 

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (3)

 

 

 

81

Категория состояния.

Урок изучения нового материала

Конспектирование лекции учителя. Выполнение устных и письменных упражнений.

 

82

Категория состояния.

Урок формирования ЗУН

Словарная работа, составление текста на тему «Я заболел», «Зимний вечер» и т.п.

 

83

Сжатое изложение с описанием состояния природы

 (По К. Г. Паустовскому).

Урок развития речи

Написание изложения.

 

 

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ПРЕДЛОГ (11)

 

 

 

84

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог.

Комбинированный

Нахождение в тексте самостоятельных и служебных частей речи. Анализ отобранного материала.

 

85

Предлог как часть речи.

Урок изучения нового материала

Работа с учебником. Выполнение упражнений.

 

86

Употребление предлогов.

Урок формирования ЗУН

Работа с учебником. Выполнение упражнений. Работа со словарём.

 

87

Непроизводные и производные предлоги.

Урок изучения нового материала

Работа с учебником. Выполнение упражнений.

 

88

Непроизводные и производные предлоги.

Урок  формирования ЗУН

 Выполнение упражнений. Распределительный диктант.

 

89

Простые и составные  предлоги.

Урок изучения нового материала

Работа с учебником. Выполнение упражнений.

 

90

Морфологический разбор предлога.

Комбинированный

Выполнение морфологического разбора предлога по плану.

 

91

Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

Урок развития речи

Описание внешности персонажей. Словарная работа. Написание репортажа.

 

92

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Урок изучения нового материала

Составление таблицы, подбор примеров.

 

93

Повторение.

Урок обобщения и систематизации

Ответы на вопросы учебника, словарная работа, разбор предлогов.

 

94

Контрольная работа по теме «Предлог».

Урок контроля

Выполнение контрольной работы.

 

95

Работа над ошибками.

Урок коррекции

Выполнение взаимопроверки и работа над ошибками.

 

 

СОЮЗ (11)

 

 

 

96

Союз как часть речи.

Урок изучения нового материала

Конспектирование  параграфа учебника, выполнение упражнений.

 

97

Простые и составные союзы.

Урок изучения нового материала

Составление таблицы, выполнение упражнений.

 

98

Союзы сочинительные и подчинительные.

Урок изучения нового материала

Работа с учебником. Выполнение упражнений.

 

99

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Урок изучения нового материала

Составление схем предложений и составление предложений по схемам.

 

100

Сочинительные союзы. Срезовая работа.

Комбинированный

Составление  таблицы, самостоятельное заполнение таблицы примерами. Срезовая работа (10 минут).

 

101

Подчинительные союзы. Срезовая работа.

Комбинированный

Составление  таблицы, самостоятельное заполнение таблицы примерами. Срезовая работа (15 минут).

 

102

Морфологический разбор союза. Контрольная работа.

Комбинированный

Списывание текста, разбор 2-3 союзов.

 

103

Сочинение – рассуждение «Книга- наш друг и советчик».

Урок развития речи

Выступление учащихся на тему «Особенности публицистического стиля», написание сочинения- рассуждения.

 

104

Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

Урок изучения нового материала

Анализ предложений с союзами тоже, также, чтобы, зато. Выполнение упражнений по учебнику.

 

105

Повторение по теме «Союз».

Урок повторения и систематизации знаний

Работа по вопросам учебника, выполнение индивидуальных заданий.

 

106

Контрольный диктант по теме «Союз».

Урок контроля

Написание диктанта.

 

 

ЧАСТИЦА (15)

 

 

 

107

Частица как часть речи. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Комбинированный

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Составление плана устного ответа .

 

108

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Урок изучения нового материала

Составление таблицы. Распределительный диктант.

 

109

Смысловые частицы.

Урок изучения нового материала

Нахождение смысловых частиц в тексте.

 

110

Смысловые частицы.

Урок формирования ЗУН

Выполнение тренировочных упражнений.

 

111

Раздельное и дефисное написание частиц.

Урок изучения нового материала

Работа с таблицей. Подбор примеров частиц из  упражнений параграфа

 

112

Сочинение по картине  К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Урок развития речи

Устное описание картины, составление плана описания картины, словарная работа.

 

113

Сочинение по картине  К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Урок развития речи

Написание сочинения.

 

114

Морфологический разбор частицы.

Комбинированный

Разбор частиц по образцу.

 

115

Отрицательные частицы не и ни.

Урок изучения нового материала

Распределительный диктант, объяснительный диктант.

 

116

Различение приставки не и частицы не.

Урок формирования ЗУН

Анализ предложений, составление предложений с приставкой не и частицей не

 

117

Сочинение- рассказ по данному сюжету.

Урок развития речи

Анализ  рассказов одноклассников.

 

118

Частица ни, приставка ни, союз ни- ни.

Урок формирования ЗУН

Объяснительный диктант, словарная работа.

 

119

Повторительно- обобщающий урок по теме «Частицы».

Урок обобщения и систематизации

Предупредительный диктант. Словарный диктант.

 

120

Повторение правописания служебных частей речи.

Урок обобщения и систематизации

Распределительный диктант.

 

121

Контрольный диктант по теме «Частицы».

Урок контроля

Написание диктанта.

 

 

МЕЖДОМЕТИЕ (4)

 

 

 

122

Междометие как часть речи.

Урок формирования ЗУН

Творческий диктант.

 

123

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Урок изучения нового материала

Устные ответы по самостоятельно составленным планам.

 

124

Контрольное изложение по тексту В .А. Гиляровского «Москва и москвичи».

Урок контроля

Написание контрольного изложения.

 

125

Контрольное изложение по тексту В .А. Гиляровского «Москва и москвичи».

Урок контроля

Написание контрольного изложения.

 

 

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ (15)

 

 

 

126

Разделы науки о русском языке.

Урок повторения и систематизации

Заполнение таблицы, подбор примеров.

 

127

Текст и стили речи.

Урок повторения и систематизации

Анализ текстов разных стилей.

 

128

Письмо.

Урок развития речи

Написание  письма, работа с учебником.

 

129

Доклад.

Урок развития речи

Работа по упражнениям 476, 477, 478.

 

130

Фонетика. Графика.

Урок повторения и систематизации

Работа с таблицей «Звуки русского языка», фонетический разбор.

 

131

Лексика и фразеология.

Урок повторения и систематизации

Работа со словарями, выполнение упражнений. Сообщения «Источники фразеологизмов».

 

132

Морфемика. Словообразование.

Урок повторения и систематизации

Работа со словарями, выполнение упражнений.

 

133

Морфемика. Словообразование.

Урок повторения и систематизации

Выполнение упражнений,  морфемный и словообразовательный разбор.

 

134

Морфология.

Урок повторения и систематизации

Заполнение таблицы «Части речи»

 

135

Морфология.

Урок повторения и систематизации

Выполнение тренировочных упражнений.

 

136

Орфография.

Урок повторения и систематизации

Выполнение упражнений.

 

137

Синтаксис.

Урок повторения и систематизации

Выполнение тренировочных упражнений.

 

138

Пунктуация.

Урок повторения и систематизации

Работа с параграфом, выполнение упражнений.

 

139

Итоговая контрольная работа.

Урок контроля

Выполнение контрольной работы.

 

140

Работа над ошибками.

Урок коррекции

Работа над ошибками

 

 

вспомнилась «Дума» Рылеева. «Да ведь это законченная драматическая сцена», - подумал он. С этого всё началось.

Лучше всего композитору работалось в Новоспасском. В одной из комнат жили птицы: черноголовки, малиновки и даже соловей. Они хлопотливо щебетали, свободно летая по комнате. Глинка, навещая своих питомцев, слушал их пение, а потом шёл к себе и долго- долго играл.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года.

Успех был невиданный. Глинку поздравляли, обнимали. Выходя на вызовы, он повсюду встречал обращённые к нему улыбки. Композитор заметил Пушкина. Поэт горячо аплодировал, радостно переговариваясь с молодыми людьми, окружавшими его.

Грамматическое задание.

1.      Произведите синтаксический разбор предложения: Выходя на вызовы, он повсюду встречал обращённые к нему улыбки. (1 В) Поэт горячо аплодировал, радостно переговариваясь с молодыми людьми, окружавшими его. (2 В)

2.      Произвести морфологический разбор слов: Летая (1 В) Навещая (2 В)

3.      Выписать из текста слова с орфограммами и объяснить их.

 

«_____»_________

Контрольный диктант.

Журавлиная  перекличка.

 Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне не­много жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалёку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.

Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я ни­как не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.

«Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку», - шёпотом говорит мне мой спутник.

Стихло. Всё вновь погружается в ничем не возмутимую тишину.

Грамматическое задание.

1.      Озаглавить текст диктанта.

2.      Произвести фонетический разбор слов: Невольно (1 В) Сзади (2 В)

3.      Произвести морфологический разбор слов: Неподалёку (1 В) Внезапно (2 В)

4.       Подчеркнуть наречия как члены предложения: В первом абзаце (1 В) Во всех кроме первого абзацах (2 В)

 

«_____»_________

Контрольный диктант.

Загадка шаровой молнии.

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.

Грамматическое задание.

1.      Произвести морфемный и словообразовательный разбор слов: Издавна (1 В) Нередко (2 В)

2.      Произвести морфологический разбор слов: Меньше (1 В) Неясно (2 В)

3.      Произвести синтаксический разбор предложения: Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. (1 В) Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. (2 В)

«___»_______Контрольная работа (задания в методическом пособии)

«___»_________

Контрольный диктант.

Дворцовая кондитерская.

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть  как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота сперли ему горло.

Грамматическое задание.

1.         Озаглавьте текст.

2.         Выполните морфологический разбор предлога и союза (по выбору).

 

«___»____________

Контрольный диктант.

На плоту по таёжной реке.

Всё вокруг молчало, даже лес не шумел, даже река не шелестела на перекате.

Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придётся сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.

Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та, по которой Осташа плыл.

Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, еле различимые за частым ельником. Меж гор – мелкая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое полотенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дна таёжной теснины глядя на гусиные косяки. Гуся улетали от осени, будто изменники бежали с поля боя…

Журчание очередного притока Осташа услышал ещё из-за поворота. Плотик переполз поворот, и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.

 

Грамматическое задание:

1.      Произвести синтаксический разбор: первого предложения (1 В) последнего предложения (2 В)

2.      Произвести морфологический разбор частицы: Бы (1 В) Не (2 В)

3.      Произвести синтаксический разбор предложения: А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи.

«___»_________

Итоговый диктант по русскому языку в 7 классе

Михайловские рощи

     Утром мы въехали в вековой сосновый бор.

     Заметив на обочине дороги что-то белое, я соскочил  с телеги и увидел заросшую вьюнами дощечку. На ней была надпись черной краской, почти не различимая из-за высокой травы. Я прочел уже забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я…».

     Я изъездил всю страну, видел удивительные места, сжимающие сердце, но ни одно них не обладало такой притягательной силой, как Михайловское. Кто-то сказал: «Поэзия всюду, надо только постичь ее». Михайловское не с чем сравнивать. Здесь все дышит поэзией.

     Высоко плыли облака, и от них везде проходили тихие тени: по раскинувшимся холмам, по озерам, по дорожкам столетнего парка. Ничто не нарушало тишину, и пчелы собирали мед в высокой липовой аллее, где не раз проходил Пушкин.  (К. Паустовский)

Примечание: 1. Предупредить о постановке многоточия, запятой перед «как» и запятой во втором случае прямой речи. 2. Предупредить о правописании частицы НИ: «ни одно из них».

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"