№
п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Предполагаемый
результат |
Практическая часть |
Дата |
Функции русского языка в современном мире |
1 |
Вводный урок о русском языке |
Комбинированный |
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире.
Уметь называть термины |
Лекция, беседа, работа с книгой |
|
Повторение пройденного в V – VII классах |
2 |
Языковая система. Фонетика и графика. Орфография |
Комбинированный |
Знать о системе языка, языковых единицах.
Знать основные орфограммы, изученные в 7 классе; предмет изучения фонетики, орфографии |
Работа с учебником, составление таблицы |
|
3 |
Морфемика и словообразование |
Комбинированный |
Вспомнить основные принципы морфемного анализа |
Словарная работа, работа с учебником |
|
4 |
Лексика и фразеология |
Комбинированный |
Повторение изученного по лексике и фразеологии |
Работа со словарями, учебником |
|
5-6 |
Морфология |
Комбинированный |
Знать о частях речи, их грамматическом значении; вспомнить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи |
Распределительный диктант, работа с учебником |
|
|
7-8 |
РР Строение текста и стили речи |
РР |
Знать о стилях речи и строении текста; основных признаках текста; относить текст к тому или иному стилю |
Работа с текстами |
|
|
9 |
Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в V – VII классах» |
Урок контроля |
Уметь применять изученные орфограммы |
Диктант |
|
Синтаксис и пунктуация |
Словосочетание |
10-11 |
Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании |
Комбинированный |
Знать определение словосочетания, основные виды словосочетаний, строение, способы выражения, средства связи в словосочетании.
Уметь вычленять словосочетание из предложения, определять вид словосочетания по главному слову |
Запись под диктовку, работа по учебнику, распределительный диктант, проблемные задания, CD |
|
|
|
Предложение |
12 |
Строение и грамматическое значение предложений |
Комбинированный |
Знать определение предложения.
Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять предложения в речи разные по цели высказывания. |
Беседа, работа с учебником, CD |
|
13 |
Интонация предложения |
Комбинированный |
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст |
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, интонационный диктант |
|
Простое предложение |
14 |
Порядок слов в предложении. Логическое ударение |
Комбинированный |
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении |
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, интонационный диктант |
|
15 |
РР Описание архитектурного памятника как вид текста |
РР |
Знать признаки текста, особенности сочинения-описания.
Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой; соблюдать нормы построения текста |
Работа с текстом, творческая работа |
|
Двусоставные предложения
|
Главные члены предложения |
16 |
Подлежащее |
Комбинированный |
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым |
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы |
|
17 |
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое |
Урок изучения нового |
Знать основные способы выражения сказуемого.
Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; находить сказуемое в тексте; грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим |
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица |
|
18 |
Составное глагольное сказуемое |
Урок изучения нового |
Знать основные способы выражения сказуемого.
Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений, находить сказуемое в тексте |
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица |
|
19 |
Урок закрепления |
|
20 |
Составное именное сказуемое |
Урок изучения нового |
Знать основные способы выражения сказуемого.
Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений, находить сказуемое в тексте |
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица |
|
21 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
Комбинированный |
Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).
Уметь находить подлежащее и сказуемое, ставить знаки препинания между ними |
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант |
|
22 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Урок контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы |
Диктант |
|
23 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками |
Урок обобщения и систематизации |
Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем.
Уметь анализировать контрольную работу |
Работа над ошибками |
|
24-25 |
РР Сочинение-описание памятника архитектуры |
РР |
Знать признаки текста, особенности сочинения-описания.
Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой; соблюдать нормы построения текста |
Работа с текстом, творческая работа |
|
|
26 |
Анализ сочинения. Работа над ошибками |
Урок обобщения и систематизации |
Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем.
Уметь анализировать сочинение |
Работа над ошибками |
|
Второстепенные члены предложения
|
27 |
Дополнение |
Комбинированный |
Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении |
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант |
|
28 |
Определение |
Комбинированный |
Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений.
Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи |
Беседа, работа с учебником; CD |
|
29 |
Приложение |
Урок изучения нового |
Знать понятие приложение.
Уметь распознавать приложение среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи |
Беседа, работа с учебником; CD |
|
30 |
Обстоятельство. Основные виды обстоятельств |
Урок изучения нового |
Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении |
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант |
|
31-32 |
Обобщение по теме «Двусоставные предложения» |
|
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии |
Тренировочные упражнения, тест |
к.в. с.93; словарь;
№194 |
33-34 |
РР Ораторская речь, её особенности |
|
Знать, что такое ораторская речь |
Работа с текстами |
№201 – составить рассказ по плану на тему «Рассказ о моём родном крае» (письменно); представить устно(можно с презентацией) |
- |
Односоставные предложения |
|
|
|
|
35 |
Основные группы односоставных предложений |
|
Знать особенности односоставных предложений. |
Беседа, работа с учебником, CD |
П.20, т.м.; списать стихотворение М.Ю. Лермонтова
«И скучно и грустно…», выделить в каждом предложении грамматические основы |
|
Односоставные предложения с главным членом - сказуемым |
|
|
|
|
36-37 |
Предложения определённо-личные |
|
Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными.
Находить о-л предложения; определять их роль в тексте |
Диктант, тренировочные упражнения |
П.21, определение; №206
П.21, определение; словарь; №208
|
38-39 |
Предложения неопределённо-личные |
|
Знать различия между односоставными и двусоставными предложениями; признаки н-л предложений.
Уметь находить их в тексте |
Беседа, проблемные задания, диктант |
П.22, определение, словарь; №216
П.22, определение, словарь; №220
|
40-41 |
Безличные предложения |
|
Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличных предложений.
Уметь находить безличные предложения в тексте |
Тренировочные упражнения, работа с учебником, сочинение-миниатюра |
П.23,т.м. с.100-101; словарь; №225, 226
П.23,т.м. с.100-101; словарь; №234
|
|
Односоставные предложения с главным членом - подлежащим |
|
|
|
|
42-43 |
Назывные предложения |
|
Знать признаки назывных предложений.
Уметь находить назывные предложения в тексте |
Работа с учебником, беседа, CD |
П.24, определение; №245
П.24, определение; №248
|
44-45 |
РР Рассказ на свободную тему |
|
Знать признаки текста.
Уметь писать рассказ на свободную тему |
Развитие речи, работа с текстом |
№249 |
46 |
Контрольный диктант
|
|
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы |
Диктант |
|
- |
Неполные предложения |
|
|
|
|
47 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Понятие о неполных предложениях |
|
Знать особенности и функции неполных предложений.
Уметь находить неполные предложения в тексте |
Работа с текстами, проблемные задания |
П.25, правило; словарь |
|
III четверть – 29 ч., из них
РР –5 ; КД – 2
|
|
|
|
|
- |
Неполные предложения |
|
|
|
|
45 |
Неполные предложения |
|
Знать особенности и функции неполных предложений.
Уметь находить неполные предложения в тексте |
Работа с текстами, проблемные задания |
П.25, правило; словарь; №256(II) |
- |
Предложения с однородными членами |
|
|
|
|
49 |
Понятие об однородных членах предложения |
|
Знать об однородных членах предложения.
Уметь находить однородные члены предложения в тексте. |
Работа с текстами, диктант |
П.26,определение; правило; №262 |
50 |
Однородные и неоднородные определения |
|
Знать правило постановки знаков препинания при однородных определениях и отсутствии знаков при неоднородных определениях.
Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения. |
Тренировочные упражнения, диктант |
П26, т.м. с.117; №268 |
51-55 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них |
|
Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами.
Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами |
Работа с текстами, тренировочные упражнения, опорные схемы и таблицы |
П.27, таблица, правило; №272
П.27, таблица, правило; словарь; №275
П.27, таблица, правило; №277
П.27, таблица, правило; словарь; №280
П.27, таблица, правило; №281
|
56-57 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них |
|
Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.
Уметь правильно ставить знаки препинания |
Работа с текстами, тренировочные упражнения, опорные схемы и таблицы |
П.28, правило; №283(II)
П.28, правило;
к.в. с.132; словарь; №286
|
58 |
РР Сочинение по картине Ф.Васильева «Мокрый луг» |
|
Уметь писать сочинение по картине |
Сочинение |
Подготовиться к диктанту; повторить п.25-28 |
59 |
Контрольный диктант |
|
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы |
Диктант |
|
60-61 |
Анализ диктанта. Работа над ошибками
РР Рассуждение на основе литературного произведения |
|
Знать о типе речи – рассуждении.
Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений |
Творческая работа |
|
- |
Предложения с обособленными членами |
|
|
|
|
62 |
Понятие об обособленных членах предложения |
|
Знать, что такое обособление.
Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями |
Тренировочные упражнения, проблемные задания |
С.133, т.м.; |
63-64 |
Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений |
|
Знать правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений.
Уметь находить грамматические условия обособления определений |
Запись под диктовку; работа с учебником; тренировочные упражнения |
П.29, правило; словарь; №299, 303
П.29, правило; словарь; №311
|
65 |
Обособление определений с обстоятельственным оттенком, обособление несогласованных определений |
|
Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений; интонационно правильно читать предложения с обособлениями |
Объяснительный диктант; тренировочные упражнения |
П.29, правило; словарь; №309(уст), 30(п)
|
66 |
Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению |
|
Уметь обособлять определения, относящиеся к личному местоимению; графически объяснять условия обособления второстепенных членов |
Объяснительный диктант, тренировочные упражнения |
П.29, правило; словарь; №306, 307
|
67-68 |
Обособление согласованных приложений |
|
Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений |
Объяснительный диктант, тренировочные упражнения |
С.140 правило; словарь; №317
С.140 правило; словарь; №322(уст), 321(п) |
69 |
Отсутствие или наличие запятой перед союзом как |
|
Уметь правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом как |
Тренировочные упражнения |
С.140 правило (примечание); словарь; №316 |
70 |
Обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами» |
|
Обобщение и систематизация знаний по изученной теме |
Тренировочные упражнения, тест |
Повторить п.29; №318 |
71 |
Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами» |
|
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы |
Диктант |
|
72-73 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
РР Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему |
|
Знать о типе речи – рассуждении.
Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений |
Творческая работа |
Закончить работу |
74-75 |
Анализ сочинения. Работа над ошибками.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами одиночными деепричастиями |
|
Уметь находить деепричастный оборот, определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами |
Орфографическая работа; тренировочные упражнения |
П.30, правило с. 144, 1-е примечание с.145; №325
П.30, правило с. 144 -145; №327 |
76 |
Обобщение изученного по теме «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами одиночными деепричастиями» |
|
Систематизация сведений об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Уметь ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств |
Работа с таблицей, объяснительный диктант, самостоятельная работа |
Словарь |
|
|
|
|
|
|
- |
Предложения с обособленными членами |
|
|
|
|
77 |
Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами |
|
Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами; правильно ставить знаки препинания при них |
Работа с таблицей; работа с учебником |
П.30, с.145 –
Примечание; №338(уст), 331(п) |
78-79 |
Обособление уточняющих членов предложения |
|
Уметь находить уточняющие члены предложения, правильно ставить знаки препинания при них |
Орфографическая работа, работа с учебником, объяснительный диктант |
|
80 |
Урок-зачёт по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения» |
|
Систематизация знаний |
Тест |
Подготовиться к контрольному диктанту |
81 |
Контрольный диктант по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения» |
|
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы |
Диктант |
|
- |
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями |
|
|
|
|
82-83 |
Обращение и знаки препинания при нём |
|
Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращениями |
Упражнения, тренинг, практикум |
|
84-87 |
Вводные слова и знаки препинания при них |
|
Знать понятие вводные слова; выделительные знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях.
Уметь выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; правильно ставить знаки препинания при вводных словах, вводных предложениях |
Выборочная работа с текстами, упражнения, диктант |
|
88-89
|
РР Сочинение-рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения |
|
Знать о типе речи – рассуждении.
Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений |
Творческая работа |
Закончить работу |
90 |
Анализ сочинения. Работа над ошибками.
Вставные конструкции
|
|
Иметь представление о вставных конструкциях и их отличии от вводных слов |
Тренировочные упражнения |
|
91 |
Повторение по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями» |
|
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями |
Выборочная работа с текстами, проблемные задания, тестирование |
|
92 |
Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями» |
|
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы |
Диктант |
|
- |
Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь |
|
|
|
|
93-94 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них |
|
Знать, что такое прямая речь, слова автора.
Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью |
Работа с таблицей, учебником, тренировочные упражнения |
|
95 |
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной |
|
Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Уметь находить предложения с косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью |
Упражнения, тренинг, практикум |
|
96 |
Цитаты и знаки препинания при цитировании |
|
Знать о способах передачи чужой речи.
Уметь составлять и записывать предложения с цитатами |
Выборочная работа с текстами, проблемные задания |
|
97 |
РР Сравнительная характеристика двух лиц |
|
Уметь проводить сравнительную характеристику |
Творческая работа |
Закончить работу |
|
Повторение изученного в VIII классе |
|
|
|
|
98 |
Синтаксис и морфология |
|
Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи |
Выборочная работа с текстами, упражнения, тест |
|
99 |
Синтаксис и пунктуация. |
|
Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания |
Беседа, самостоятельная работа, тест |
|
100 |
Синтаксис и орфография |
|
Знать основные нормы русского языка.
Уметь применять изученные правила на практике |
Работа с таблицами, упражнения |
|
101 |
Итоговый контрольный диктант |
|
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы |
Диктант |
|
102 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками |
|
Уметь анализировать контрольную работу, производить работу над ошибками |
Работа над ошибками |
|
103-108 |
Резерв |
|
|
|
|