Обществознание. 7 класс

 

                   Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса обществознания для 7 класса составлена на основе Закона РФ "Об образовании" (глава 5, ст. 47), Федерального компанента Государственного стандарта (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"), на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы по обществознанию для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: ( Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2013) и методическое пособие для учителя (Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2008).

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.

 

Задача курса – помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные  и перспективные социальные роли, учиться их адекватному осуществлению. В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей. Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.

Цели курса:

- развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

- освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых  обществом качества х личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношениях, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. 

 

 

Требования к обязательному уровню подготовки учащихся.

В результате  изучения Обществознания ученик должен:

Знать/понимать:

- основные обществоведческие термины, распознавать их и правильно использовать в устной и письменной речи;

- называть (перечислять) изученные социальные явления;

- объяснять изученные социальные явления и процессы;

- приводить собственные примеры, пояснять изученные теоритические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества, как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации;

- основные обществоведческие термины, т.е. распознать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;.

Уметь:

- описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия  человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей сточки зрения социальных норм;

- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных  сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

- сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства  определенного объекта с родственными;

- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;

- раскрывать на примерах изученные теоритические положения и понятия,  социально-экономических  и социальных наук;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

 и повседневной  жизни ДЛЯ:

- полноценного  выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав  человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения;

- успешного выполнения типичных социальных ролей;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права, реализация и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Календарно-тематическое планирование «Обществознание» 7 класс ( 35 часов – 1 час в неделю)

№ п/п

Тема                                   

Тип урока

Самостоятельная учебная деятельность

Дата проведения

план

факт

 

Глава 1. Человек среди людей

 

 

 

 

1.

Отношение между людьми

Урок изучения нового материала

Работа с текстом учебника

 

 

2-3

Ты и твои товарищи

Комбинированный урок

Работа с текстом учебника

 

 

4.

Зачем люди общаются

Комбинированный урок

Работа с разделом «В классе и дома»

 

 

5-6

Почему нужно быть терпимым

Комбинированный урок

Работа и историческим источником

 

 

7.

Контрольная работа

Повторительно-обобщающий урок

 

 

 

 

Глава 2. Человек и закон

 

 

 

 

8.

Что значит жить по правилам

Комбинированный урок

Составление Памятки поведения в различных ситуациях

 

 

9-10

Правила и обязанности граждан

Комбинированный урок

Работа с таблицей «Гражданские и политические права»

 

 

11

Почему важно соблюдать законы

Комбинированный урок

Работа с текстом Конституции РФ

 

 

12-13

Защита Отечества

Комбинированный урок

Работа в группах по карточкам

 

 

14.

Что такое дисциплина

Комбинированный урок

Работа с историческим источником

 

 

15-16

Виновен-отвечай

Комбинированный урок

Работа с нормативно-правовыми документами

 

 

17

Кто стоит на страже закона

Комбинированный урок

Сделать подборку газетных статей

 

 

18.

Контрольная работа

Повторительно-обобщающий урок

 

 

 

 

Глава 3. Человек и экономика

 

 

 

 

19

Экономика и ее основные участники

Комбинированный урок

Работа с документами

 

 

20

Золотые руки работника

Практикум

Работа с документами

 

 

21-22

Производство: затраты, выручка, прибыль

Комбинированный урок

Работа с текстом

 

 

23-24

Виды и формы бизнеса

Урок изучения нового материала

Схема

 

 

25.

Обмен, торговля, реклама

Урок изучения нового материала

Работа в рабочей тетради

 

 

26-27

Деньги , их функции

Комбинированный урок

Индивидуальные сообщения, работа с текстом

 

 

28-29

Экономика семьи

Изучение нового материала

Творческие задания

 

 

30

Контрольная работа

Урок проверки знаний и умений

 

 

 

 

Глава 4. Человек и природа

 

 

 

 

31

Воздействие человека на природу

Комбинированный урок

Индивидуальные сообщения, работа с текстом

 

 

32-33

Охранять природу – значит охранять жизнь

Комбинированный урок

Творческие задания

 

 

34-35

Закон на страже природы

Урок обобщения и закрепления материала

Работа с историческим источником

 

 

 

 

Основное содержание программы учебного курса

Глава 1. Человек среди людей (7 ч)

Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.

Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.

Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.

Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.

Основные понятия: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия.

 

В ходе изучения раздела учащийся должен:

Знать/понимать:

- значение понятий: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия.

- роль межличностных отношений в жизни человека;

Уметь:

- характеризовать межличностные отношения, определять их виды;

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, основанные на жизненном опыте;

- отстаивать свою точку зрения;

 

 

Глава 2. Человек и закон (11 ч).

Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.

Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.

Что такое дисциплина? Дисциплина  общеобязательная и специальная.

.Правомерное поведение.   Виды нормативно-правовых актов.  Система   законодательства.                                                                                                                                                                                

Признаки и виды  правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого  статуса  несовершеннолетних. Презумпция  невиновности.

Кто  стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие  правоохранительных органов и граждан.

Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.

 

В ходе изучения раздела учащийся должен:

Знать/понимать:

- значение понятий:  права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.

- роль права в жизни человека, общества и государства;

- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в обществе;

 

Уметь:

- характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего;

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, связанные с различными видами правовых отношений;

- отстаивать свою точку зрения;

- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  общей ориентации в общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 

Глава 3.Человек и экономика (12 ч).

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

 

В ходе изучения раздела учащийся должен:

Знать/понимать:- значение понятий:  экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

- роль экономики  в жизни человека, общества и государства;

- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере общественной жизни;

Уметь:

- характеризовать основные понятия экономики, законы регулирования рынка;

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, связанные с различными видами экономических  отношений;

- отстаивать свою точку зрения;

 Глава 4. Человек и природа (5 ч).

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

В ходе изучения раздела учащийся должен:

Знать/понимать:

- значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

- роль окружающей среды  в жизни человека, общества и государства;

- содержание и значение экологических  норм;

Уметь:

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, основанные на житейском опыте;

- отстаивать свою точку зрения;

- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

 

 

 

Критерии оценок по учебному предмету

 

№ п/п

Предмет

Виды работ, критерии

1

Обществознание

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет

предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

          логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

          сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

         делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

          сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

          применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

          оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

          раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

 

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

         продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

         верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

          продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

          не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

          дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

         дал ответы на уточняющие вопросы.

 

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

          демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

          делает элементарные выводы;

          путается в терминах;

          не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

          не может аргументировать собственную позицию;

          затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

          справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

          не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

          не раскрыл проблему;

          собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

          Или информацию представил не в контексте задания  или отказался отвечать.

 

 

 

 

 

Учебно-методические средства обучения:

 

 

Класс

 

            Реквизиты программы

 

УМК обучающего

 

УМК учителя

 

7

 

Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) под редакцией Л. Н. Боголюбова.

 

1.Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс.- М.: Просвещение,2012

 

2. О.А. Котова, Т.Е.  Лискова. Обществознание. Человек. Право. Экономика:7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2012.

 

 

 

1.Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс.- М.: Просвещение,2012;

 

2.Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2012;

 

3. Экономика.7 класс. Учебное пособие. (Экономика ближайшего окружения)/ под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вита-Пресс, 2010г.  4.Певцова.Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.,2011

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»