| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обществознание. 7 класс Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса обществознания для 7 класса составлена на основе Закона РФ "Об образовании" (глава 5, ст. 47), Федерального компанента Государственного стандарта (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"), на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы по обществознанию для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: ( Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2013) и методическое пособие для учителя (Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2008). Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др. Задача курса – помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, учиться их адекватному осуществлению. В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей. Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством. Цели курса: - развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; - воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; - освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качества х личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; - формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношениях, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Требования к обязательному уровню подготовки учащихся. В результате изучения Обществознания ученик должен: Знать/понимать: - основные обществоведческие термины, распознавать их и правильно использовать в устной и письменной речи; - называть (перечислять) изученные социальные явления; - объяснять изученные социальные явления и процессы; - приводить собственные примеры, пояснять изученные теоритические положения и социальные нормы на соответствующих фактах; - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность общества, как формы совместной деятельности людей; - характерные черты основных сфер жизни общества; - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации; - основные обществоведческие термины, т.е. распознать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи; - тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;. Уметь: - описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; - сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия; - объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); - приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; - оценивать поведение людей сточки зрения социальных норм; - решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; - называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства; - сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с родственными; - характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки; - раскрывать на примерах изученные теоритические положения и понятия, социально-экономических и социальных наук; - подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ДЛЯ: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - сознательного неприятия антиобщественного поведения; - успешного выполнения типичных социальных ролей; - критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права, реализация и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. Календарно-тематическое планирование «Обществознание» 7 класс ( 35 часов – 1 час в неделю)
Основное содержание программы учебного курса Глава 1. Человек среди людей (7 ч) Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения. Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути. Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении. Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта. Основные понятия: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия. В ходе изучения раздела учащийся должен: Знать/понимать: - значение понятий: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия. - роль межличностных отношений в жизни человека; Уметь: - характеризовать межличностные отношения, определять их виды; - выделять основную мысль в тексте учебника; - приводить примеры, основанные на жизненном опыте; - отстаивать свою точку зрения; Глава 2. Человек и закон (11 ч). Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры. Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита. Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная. .Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности. Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан. Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание. В ходе изучения раздела учащийся должен: Знать/понимать: - значение понятий: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание. - роль права в жизни человека, общества и государства; - содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в обществе; Уметь: - характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего; - выделять основную мысль в тексте учебника; - приводить примеры, связанные с различными видами правовых отношений; - отстаивать свою точку зрения; - решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - общей ориентации в общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - сознательного неприятия антиобщественного поведения. Глава 3.Человек и экономика (12 ч). Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. В ходе изучения раздела учащийся должен: Знать/понимать:- значение понятий: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. - роль экономики в жизни человека, общества и государства; - содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере общественной жизни; Уметь: - характеризовать основные понятия экономики, законы регулирования рынка; - выделять основную мысль в тексте учебника; - приводить примеры, связанные с различными видами экономических отношений; - отстаивать свою точку зрения; Глава 4. Человек и природа (5 ч). Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. В ходе изучения раздела учащийся должен: Знать/понимать: - значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. - роль окружающей среды в жизни человека, общества и государства; - содержание и значение экологических норм; Уметь: - выделять основную мысль в тексте учебника; - приводить примеры, основанные на житейском опыте; - отстаивать свою точку зрения; - решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;
Учебно-методические средства обучения:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |